Нет гения без безумия

Сегодня многие психиатры убеждены: всякая творческая личность имеет более или менее существенные отклонения в психике, а гениальным творцам такие отклонения присущи обязательно

Из альбома "Фрейд: новые иллюстрации"
Довелось мне однажды побывать на необычной выставке, которая проходила в стенах... психиатрической больницы имени Алексеева (бывшая "Кащенко"). Собственно выставки как таковой вовсе и не было: просто участникам конференции по проблемам психиатрии, которая проходила несколько лет тому назад, сотрудники "Кащенко" предоставили редкую возможность увидеть плоды творчества душевнобольных. Дело в том, что в клубе при больнице существует не очень большая комната, стены которой увешаны живописными и графическими работами пациентов психбольницы. Вот в эту комнату нас и привели. То, что я там увидел, меня потрясло: некоторые картины, по моему мнению, были настоящими шедеврами, место которым не в скромном ДК, а в лучших музеях мира. На посетителей, состоящих в основном из врачей-психиатров, сия импровизированная выставка тоже произвела впечатление. Правда, оценивали они произведения больных не с художественной точки зрения. Подолгу останавливаясь то у одного, то у другого анонимного полотна (подписаны картины не были), врачи задумчиво чесали затылки, теребили бороды (у кого они были) и практически безошибочно ставили диагноз: вот этот художник страдает маниакально-депрессивным психозом, у этого – ярко выраженный параноидальный синдром, автор данного произведения – шизофреник, и т.д. Наверняка и в картинах "нормальных" художников врачи находят симптомы болезни, подумал тогда я. Ведь талант, а тем паче гений, очень часто ходят рука об руку с сумасшествием. Вот и Сенека утверждал: "Не было еще гения без некоторой доли безумия", и еще: "Напрасно благоразумный стучится в двери поэзии, только тронутый ум, дух, который вне себя, может создать что-нибудь необыкновенное". С ним соглашался и Шопенгауэр, считающий, что гениальные личности обнаруживают недостатки, аффекты и страсти, сближающие их с безумными. Гениальность и помешательство имеют общую плоскость, в которой взаимно соприкасаются и даже переходят друг в друга. Аристотель подмечал, что в приступе помешательства некоторые пишут стихи, которые они не способны сочинять в здоровом состоянии.

Из альбома "Фрейд: новые иллюстрации"
Спор о том, взаимосвязаны ли гений и безумие, идет давно и среди медиков. На эту тему защищена не одна диссертация. Более того, в начале века в России даже издавался журнал "Генеалогия гениальности", посвященный этим проблемам. Хабаровский ученый Иван Галант (его имя носит сегодня городская клиника) даже создал своеобразную научную дисциплину "эфтоэндокринологию", четко обосновывая взаимосвязь человеческого таланта от типа эндокринной системы. А задолго до Галанта итальянский психиатр Ломброзо утверждал, что гениальное творчество – продукт психоза, а вдохновение – психический эквивалент эпилепсии. Он же указал на особенности психики гениальных людей: повышенная чуткость, раздражительность, доходящая до болезни, много странностей во время творчества, внутреннее беспокойство, противоречия, болезненное самолюбие, оригинальность. В одном из своих последних произведений "Sull origine e natura del genio" Ломброзо указывает, что "гениальными становятся главным образом люди с определенным типом психики, у которых появляются сверхценные идеи и навязчивое вдохновение, которое содействует творчеству".

Из альбома "Фрейд: новые иллюстрации"
И сегодня многие психиатры убеждены: всякая творческая личность имеет более или менее существенные отклонения в психике, а гениальным творцам такие отклонения присущи обязательно – они только помогают создавать шедевры. Действительно, большинство из известных нам гениев явно имели отклонения в психике. Например, Александр Иванов, автор великой картины "Явление Христа народу", страдал манией преследования: был уверен, что его хотят отравить, и поэтому сам закупал себе провизию каждый раз в другой лавке и сам ходил за водой. Есенину казалось, что о нем все шепчутся, плетут вокруг него интриги. Были замечены странности и за гениальным изобретателем Николой Теслой. У него была мания доводить все до конца. Так, в колледже он решил почитать Вольтера и хотя после первого же тома понял, что Вольтер ему активно не нравится, прочел все 100 томов. Во время обеда он использовал ровно 18 салфеток, протирал тарелки, столовые приборы и руки. Приходил в ужас от женских волос, сережек, жемчуга и ни разу в жизни не сел за один стол с женщиной. У Горького была склонность к бродяжничеству, частым переездам и пиромании. Подобных примеров можно привести множество. Психическими расстройствами страдали Гоголь и Ницше, Врубель и Ван Гог, Гаршин и Эдгар По... А ведь это люди, чьи шедевры вошли в сокровищницу мировой культуры.

Из альбома "Фрейд: новые иллюстрации"
В книге "Цена величия: разрешение спора о творчестве и безумии" американский психиатр Арнольд Людвиг приводит результаты своего десятилетнего исследования биографий 1004 выдающихся деятелей ХХ века. На основе этих исследований он сделал следующий вывод: "Неверно, будто душевное заболевание – это цена, которую люди платят за свою творческую одаренность. Психические нарушения, возможно, рождают в человеке некоторое внутреннее беспокойство, необходимое для продолжительной творческой активности, но эти нарушения не единственный источник такого внутреннего напряжения, стимула к творчеству". Из своей выборки в 1004 человека Людвиг выделил 250 членов "высшей элиты" и 249 "деятелей второго ряда". Получилось, что из "высшей элиты" более половины обследованных страдали от выраженных симптомов душевного расстройства: депрессии, алкоголизма, повышенной мнительности. Во второй группе эти симптомы встречались гораздо реже. Кстати, еще в 1962 году группа американских ученых пришла к выводу, что хотя связь между гениальностью и безумием вовсе не обязательна, но большинство гениев психически ненормальны. Из 78 самых великих людей в истории человечества более 37% имели острые душевные заболевания по меньшей мере раз в жизни, более 83% были явными психопатами, более 10% были слегка психопатами и только приблизительно 7% были нормальными людьми. Когда же исследование сузили до 35 самых величайших гениев, то оказалось, что 40% сверхгениев страдали острыми душевными заболеваниями и более 90% были психопатами.

Из альбома "Фрейд: новые иллюстрации"
Но почему же все-таки грань между безумием и гениальностью столь тонка? Попытался ответить на этот вопрос в вышедшей 1928 году книге "Гений, безумие, слава" У.Ланге (W.Lange). Он считал, что болезнь вовсе не непременное условие одаренности, однако душевная болезнь может развивать и дифференцировать имеющийся у человека талант, образовывать особенно благоприятную почву для всего творческого в искусстве. Можно сказать, что, как правило, здоровый не в силах конкурировать с одаренным психопатом. В психической деятельности человека как бы постоянно борются между собой архаическое и рациональное, но именно архаическое или бессознательное дает главные импульсы к вдохновению. Больной же человек чаще всего творит бессознательно. Кстати, именно метод "бессознательного" использовал в своем творчестве Сальвадор Дали, который заявлял, что единственное, чем он отличается от сумасшедшего, – это то, что он-то не сумасшедший...

Выбор читателей