Россия любит Валерию. "Россия" – ждет

Валерия не нуждается в больших декорациях, фокусниках и батальоне плясунов на заднем плане; главным на её концертах в ГКЦЗ "Россия" будут голос и музыка

18-19 сентября в Государственном Концертном Зале "Россия" состоятся сольные концерты певицы Валерии. Одновременно выходит её новый альбом "Глаза цвета неба". Кстати, забегая вперед, скажем, что на вопрос о названии альбома Валерия, вздохнув, ответила: "Ну, я же не могу сама о себе такое придумать". Да, это придумала не она, это придумал любящий муж, а также по совместительству преданный автор и продюсер певицы Александр Шульгин. С ним и с самой Валерией общался наш корреспондент накануне предстоящих концертов. Сидели, пили безалкогольные напитки, разговаривали.

"Yтро": Основным поводом для сегодняшнего разговора послужили...

Александр Шульгин: Да ладно повод, зачем нам повод... Давно не виделись просто!

"Y": Да, годами практически! Как звать-то друг друга, забыли... то есть я-то помню, конечно. (общее оживление за столом – отношения нала-аживаются) И всё-таки. Предстоят большие концерты. Среди отечественных музыкантов концерт в ГЦКЗ "Россия" считается чем-то знаковым – "А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира!".

А.Ш.: Да уж, да уж...

"Y": То есть вот оно: достигнут определенный уровень, можно и в "России" выступать – доросли! Для вас эти концерты имеют то же значение?

Валерия: Нет, нет... Просто как-то так получилось, что мы выступали по всей стране... и дальше, а вот в Москве до сих пор большого концерта не было. Ну, как-то так не складывалось. Несколько раз приходилось прерываться, когда всё уже было готово, – по семейным обстоятельствам. Просто, поймите, в Москве живут такие же люди, многие из которых с удовольствием пришли бы на концерт, а вот как-то так получилось, что у них такой возможности не было, по сравнению с жителями других городов, которые видели мой концерт не один раз – ведь мы уже объездили страну по много кругов.

"Y": Как так получилось, что всю страну – по много кругов и невзирая на семейные обстоятельства, а в Москве – ни разу?

В.: А дело в том, что концерты в Москве, на больших площадках, планируются очень задолго, за полгода, а концерт в каком-то городе N можно внезапно организовать, в крайнем случае за три недели. Есть разница, правда?

А.Ш.: Нет, на самом деле Вы правильно сказали, что концерт в "России" несет некую знаковость. В принципе, артисты воспринимают это следующим образом: они сначала пытаются покорить Москву, после того, как им это удалось, они делают концерт в "России", который служит неким ретранслятором для людей, которые сидят в городах, на местах, для местных прокатчиков – ага, если в "России" концерт прошел хорошо, то, значит, можно привозить. И после концерта в "России" артист устраивает гастроли. Москва – она никогда ничего не давала, она только забирала. Выступление здесь не имело для нас коммерческой привлекательности, оно заведомо дотационное, артисты идут на затраты, чтобы потом компенсировать их в гастролях. Мы в этом плане пошли по другому пути: спокойно работали с регионами, показывали там программу, обходя Москву... при этом несколько раз были запланированы... ну, несколько – два раза, если быть точным, были запланированы концерты в Москве, которые не состоялись по причине пополнения семейства. Поэтому получилась такая странная ситуация. Как сказал один очень уважаемый мной журналист: "Да, интересно получается, Москва-то Валерию не знает". Так получилось, что в Москве Валерия самая неизвестная из известных российских исполнительниц. Причем все говорят – как же, мы знаем, клипы видели, песни знаем. Такой стереотип некий. Но они не представляют, как это. Как это выглядит в живом исполнении...

"Y": А сейчас, если вы все-таки собрались и пришли к Магомету, вы решили, что это может стать коммерчески успешным?

А.Ш.: Нет, а мы не пришли к Магомету, и к горе не пришли, наоборот – это гора пришла... Пришла "Россия" к нам и сказала: мы согласны провести этот концерт. Ну, на все предложения "России" мы отвечали: "Да, вы хорошая площадка, может быть, первая площадка в России, лучшая в стране, но всё-таки только концертная площадка, и мы не видим разницы между вами и какой-то другой площадкой, почему у вас должны быть какие-то особенные условия, если вы ХОТИТЕ провести этот концерт – проводите". Ведь "Россия" сама почти никогда не организует концертов, они просто предоставляют площадку. Сами они проводят только какие-то мероприятия государственного масштаба – "День выпускника", например... И вот когда они сами предложили организовывать концерт, то есть – они делают декорации, они занимаются рекламой, распространением... мы согласились.

"Y": "Они делают декорации" – в смысле финансирования? Креативная часть остается за вами?

А.Ш.: Безусловно! Безусловно. Они просто являются инициаторами, в данном случае.

"Y": Может быть, вы тогда поделитесь какими-то секретами будущих концертов? Как вы говорите, в городе N концерт можно организовать за три недели, в Москве за полгода все площадки расписаны; наверное, под организацией можно понимать и творческую сторону...

А.Ш.: А вот это самая большая ошибка, самая большая ошибка, которая подвела очень многих артистов. Ведь представьте – вот артист делает концерт в "России": шикарные декорации, свет, стилисты, визажисты... и вся страна видит по телевизору это шоу. А потом он приезжает, скажем, в Новокузнецк, а там дворец культуры, желтенькая занавесочка и три лампочки: желтая, синяя и красная. А артист только приехал из Кемерово, только вылез из поезда – заспанный, никаких стилистов он с собой не возит... Ну, вы понимаете, да?

"Y": Да, я понял, но надеюсь, это не означает, что вы собираетесь повесить в ГЦКЗ желтенькую занавесочку?

В.: Нет, конечно, нет. Речь идет о том, что надо делать такой вариант концертной программы – безусловно захватывающей, безусловно интересной, безусловно красивой – но такой, которую хотя бы в каком-то приближении можно было бы перенести на другие условия.

А.Ш.: Вообще, у меня такое ощущение иногда, что за этими огромными декорациями многие артисты просто прячутся. Вот если все убрать... а собственно они-то что? Что из себя представляют? Вот сам так выйди... Я никогда не забуду эту историю, как однажды в Питере Лера пела одна. Представьте, огромный зал...

В.: Я сейчас представить не могу, как мы на это решились...

А.Ш.: ...основной в Питере зал – "Октябрьский"...

В.: В два раза больше, чем "Россия" в Москве.

А.Ш.: Полный зрительный зал, а на сцене ничего. Только стоит... я так смотрел сверху – как тростиночка, на сцене Лера в черном платье. Она пела одна, и где-то полчаса зал понять ничего не мог. Но в какой-то момент, минут через 40, зал так – кгх! Сломался! Пошла ответная энергетика.

"Y": Но до сороковой минуты еще надо достоять...

А.Ш.: Зато теперь мы можем приезжать в Питер в любой момент... Поймите, очень важно не собрать полный зал – первый раз собрать зал не очень большая проблема. Объявить, что артист... не знаю, трехносый, бородатая женщина какая-нибудь – и вы соберете зал. Но второй раз... Возьмем тот же город Новокузнецк, ведь в нем не так много людей, способных ходить на концерты, по чисто финансовым соображениям. И вот те, кто пошли, – их же потом знакомые спрашивают – как? Ой, говорят, хорошо, что не пошли. Всё. Заработало "армянское радио". Больше зала не будет никогда. Или наоборот. На первом концерте заполняемость, допустим, 60%. Ну, по разным причинам – недостаточная реклама, что-то еще... но люди скажут – да что вы, это лучшее, что я видел. И тогда в этот город можно приезжать, и приезжать, и приезжать.

"Y": А есть у вас какой-то город, лидер рейтинга, город, куда вы регулярно приезжаете с регулярным успехом?

А.Ш.: Ну, мы не ведем какой-то статистики... ну, Питер, Тюмень, Алма-Ата... Крупные города, естественно. Города с большим населением. Но, по-моему, у нас нет городов, где мы бы не побывали. Может быть, за редким исключением. Действительно – вся Россия. Вот, по-моему, мы не были в Рыбинске.

В.: Мы не были в Магадане. По той простой причине, что в Магадан очень трудно добираться. Можно оттуда просто не уехать. Есть такие города, как Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский...

А.Ш.: В Южно-Сахалинске мы были, но мы оттуда вырывались с такими трудами, чудом буквально.

"Y": Возвращаясь к семейным обстоятельствам – ведь далеко же! А детишки? Как успеваете?

В.: На самом деле, на самолете не так уж далеко. Как-то успеваю. Выходные, конечно, проводим все вместе, и даже когда гастроли, прилетая в Москву, я всегда успеваю съездить в школу. Собрать все новости от учителей, из первых уст. Дома дать ценные указания.

"Y": Однако основная часть жизни сейчас проходит в поездках?

В.: В гастрольные периоды – в основном, да.

"Y": Но ведь у Вас был период и более спокойной жизни. Вы даже, я знаю, преподавали некоторое время в Гнесинском училище. Кстати, любопытно – зачем Вы взялись за эту работу?

В.: Ну, во-первых, просто было свободное время, а во-вторых – я как-то пришла на выпускные экзамены и увидела, что там все осталось на том же уровне, что и в мое время. Захотелось что-то изменить, что-то новое людям дать. И я там проработала два года. Ну как – два года… Я ведь на заочном работала, так что по сути – два месяца, но я пыталась своим ученицам чем-то помочь, научить тому, что им поможет.

"Y": Это перевернутая страница, больше к преподаванию не вернетесь?

В.: Скорее нет.

А.Ш.: Скажем так, сейчас на этой странице закладка.

"Y": И всё-таки, возвращаясь от прошлого к будущему, к предстоящим концертам. Мне же хочется выведать какие-то секреты...

В.: Так это же секреты, вот мы и не колемся.

"Y": Ну, надо же людям рассказать, что будет в концерте такого, какого ни у кого больше не было, только у Валерии...

А.Ш.: Интересного будет много. Но прежде всего будет Валерия. Суперкачественное исполнение, суперкачественный звук, суперкачественный свет. Такого, что вот сейчас выйдет фокусник и покажет фокус, а сейчас выйдет балет и вам спляшет – такого не будет. Я вам так скажу: если исполнитель, его песни не несут некий "мэсседж", ничто не поможет. Мы бы просто не могли работать так, как работаем, если бы у нас этого не было. Ведь все прокатчики друг друга знают. Красноярские знают владивостокских, владивостокские – … и так далее. Как только начинаются гастроли, начинается прозвон.

"Y": У них свое сарафанное радио?

А.Ш.: Да. И если идет: "Как? – Ну, не очень..." – всё. Гастролей не будет. Потому что риск для прокатчика очень велик. Заработать можно немножко, а потерять много.

Вот смотрите. Это фотографии со съемок клипа на песню "Таю". Концертного клипа. Ведь это тоже шоу. Это шоу. Но его можно с минимальными потерями перенести куда угодно. Может, будет чуть похуже звук, где-то чуть-чуть свет не так, в силу местных особенностей, но ощущение – ощущение будет точно такое. И у нас будет много интересного, безусловно, и сюрпризы будут, и находки, но не в том понимании, как это стереотипно привыкли делать.

"Y": То есть обойдетесь без зулусских плясок?

А.Ш.: Обойдемся. У нас же как привыкли – определенный художник делает декорации, определенный балет пляшет, определенный человек делает костюмы... Всё! А у нас главное – исполнитель, музыка: вот певица, вот аккомпанирующие музыканты, и где здесь место для стандартного балета? Для него просто нет места.

"Y": Как представитель интернет-издания не могу не поинтересоваться вашим отношением к Интернету и собственному сайту. Насколько я понял, на свою страничку заглядываете?

В.: Да, мы смотрим отзывы, что пишут люди – это обратная связь, это необходимо.

"Y": А как проходила работа над интернет-альбомом? Какова была роль самой Валерии в этой работе?

В.: Ну, это был альбом ремиксов, и в данном случае роль исполнителя не очень велика, тут больше доля работы Саши, как продюсера.

А.Ш.: А в остальных случаях моя доля меньше?

В.: Нет, не то чтобы твоя доля меньше, просто в остальных случаях моя больше.

"Y": Отлично, пошел интересный разговор – семейная склока, выяснение, чья доля больше...

(между супругами происходит непродолжительная и несерьезная попытка завязать драку, корреспондент "Yтра" выступает в роли восторженного наблюдателя, но сенсации не выходит)

"Y": А действительно, ведь стиль песен, стиль исполнения со временем довольно значительно меняется. Я слушал песни с нового альбома – да, конечно, сразу понятно, что это Валерия, не узнать голос, какие-то характерные интонации невозможно. Но в то же время музыка стала намного более энергичной, много электроники... Чья доля в этих изменениях больше?

В.: Мне кажется, что любые изменения – они подготавливаются внутренне, прежде всего самим временем. Мы сами меняемся, живя в этом времени. Темп жизни другой, он очень сильно отличается от того, что было еще несколько лет назад. Было бы странно и невозможно нам оставаться прежними. И скучно. Хочется развиваться, не стоять на месте. И, допустим, какие-то электронные вещи у нас были и в более ранних альбомах, просто популярными стали более традиционные песни. Что касается того, чья доля больше... Вы знаете, когда люди живут вместе, когда люди работают вместе, им начинает нравиться одно и то же. Не только в музыке, в стиле, в кино... Конечно, что касается каких-то реальных шагов, тут Саша всё берет на себя как продюсер, подбирает музыкантов...

А.Ш.: Получается, что у меня несколько функций – и автора, и продюсера, и дизайнера выпускающей компании. Просто больше функций.

"Y": А переложить часть этих функций на кого-то другого, сосредоточиться на творчестве не хочется? Больше песен новых напишете, чаще альбомы будут выходить.

А.Ш.: А зачем? Ведь если я буду записывать диск в чужой компании, мне все равно придется все контролировать. И потом, дело ведь не в том, что не хватает песен. Песен хватает. Причем я с удовольствием рассматриваю все, что приносят другие люди. Вот сейчас выходит этот альбом, и уже готовится следующий, в который я сознательно не хочу включать свои песни. Ведь у нас уже были опыты, Лера исполняла не только мои песни.

В.: Ну, как-то так все равно получилось, что песни, которые стали популярными, – это Сашины. Так что, как говорится, от добра добра не ищут.

А.Ш.: Этот альбом будет идти отдельно, мы даже не ставим его в число номерных, но понимаете, у каждого исполнителя есть своя индивидуальность, у каждого автора есть своя индивидуальность – это будет эксперимент, который, возможно, откроет новые грани в таланте Леры. Возможно. Хотелось бы.

Но это планы на будущее. А пока – "Глаза цвета неба" и концерты в "России". Первые сольные концерты Валерии в Москве.

Выбор читателей