Главная деталь вашего автомобиля

Покупка АКБ – это лотерея в чистом виде, т.к. покупаете вы заведомо "кота в мешке". Повезло вам или нет, вы поймете лишь тогда, когда ваша машина хорошо "примет" батарею

Как-то в кроссворде мне попался вопрос: как называется деталь автомобиля, без которой он просто груда железа. Вы не поверите, я всю голову себе сломала, перебрала все, что могла вспомнить, но безрезультатно. А потом меня осенило – аккумулятор! Это же элементарно. Без него и вправду машина – и не машина вовсе, а куча собранных воедино запчастей.

Автолюбители со стажем знают, что если вовремя позаботиться о покупке аккумулятора, то спокойно отъездишь и зиму, и лето, не зная никаких проблем. Приобретать АКБ (аккумуляторную батарею) принято под зиму, и это не лишено логики. Если для автомобиля в целом лето – самый "золотой" сезон, то для АКБ он – самый тяжелый и напряженный. Под воздействием высоких температур содержимое батареи – электролит – закипает и, как следствие, испаряется, что приводит к оголению пластин и разрушению прибора в целом.

Здесь самое время вскользь упомянуть о конструкции АКБ. Это тот самый случай, когда никто не оригинальничает, и изобретенное однажды продолжает эксплуатироваться без существенных изменений и по сей день. В корпусе АКБ 6 так называемых "банок", в каждой из которых свинцовые пластины и "кровь" аккумулятора – электролит (кислота и дистиллированная вода). Различие состоит лишь в добавках других металлов в свинцовые пластины. Здесь производители экспериментируют вовсю, по принципу "кто во что горазд", и добавляют что угодно, вплоть до серебра. На рабочие качества это влияет не сильно, а вот на цену – очень даже ощутимо.

При покупке этого прибора народ пытается поступить по классической схеме: раскрученная товарная марка якобы является гарантией качества, и "чем вещь дороже, тем она лучше".

АКБ настолько специфический товар, что ни один из этих принципов здесь не действует. Известные зарубежные фирмы и наши родные отечественные заводы придерживаются при производстве АКБ одних и тех же правил, используют идентичные материалы и, как следствие, на выходе получают один и тот же продукт. А цена АКБ зависит не от качества, а от емкости, т.е. главного параметра, который вы должны знать для того, чтобы купить именно то, что нужно, а не то, что понравилось. Это основной момент, который вы должны выяснить в первую очередь, иначе просто выбросите на ветер приличную сумму. Танцевать нужно от того, какая у вас машина. Например, все отечественные ВАЗы комплектуются батареями с емкостью 55А.ч., "Волги" – 60 А.ч. Нет смысла приобретать АКБ большей емкости, от этого ни хуже, ни лучше вашей машине не будет. Стартер и генератор вашей машины не возьмут больше, чем им положено по конструкции. Больший пусковой ток в момент запуска двигателя просто не нужен. И если вы загрузите в свой "Запорожец" АКБ емкостью 190 А.ч., то электромобилем он все равно не станет. Так что сначала поинтересуйтесь у своей машины, что ей нужно, а потом спросите у себя, сколько вы собираетесь еще на ней проездить.

Срок службы АКБ 4-5 лет, а затем вам понадобится новый. Но вообще-то срок службы аккумулятора напрямую зависит от... состояния автомобиля, конкретно – от регулятора напряжения. А так как у нас умудряются все запчасти выпускать с дефектами, то какой бы дорогой батареей вы ни пользовались, она может выйти из строя по независящим от нее причинам.

Кстати, отечественные АКБ на сегодняшний день вполне конкурентоспособны и имеют достаточно высокий уровень качества. На прилавках можно часто встретить продукцию бывших монстров отечественного "аккумуляторостроения" из Подольска, Саратова, Тюмени, Свирска и завода им. Дягтерева (ЗИД).

Но и иностранцы не сдают свои позиции на нашем рынке. АКБ из Кореи, Польши Турции – абсолютно "одного поля ягода" с отечественными. Да и стоят они одинаково, а разница в 100-150 руб. сегодня уже никого не смущает. Разумеется, можно позволить себе "выпендриться" и купить такую раскрученную марку, как Warta или Bosch. Цена такой батареи будет 1500-2000 руб. Такая высокая стоимость объясняется различными составами сплавов, используемых в АКБ. Марки поскромнее, в том числе отечественные, в среднем стоят 1000 руб. (Для простоты восприятия в качестве примера рассматривается АКБ 55А.ч. как наиболее часто используемая.)

Теперь перейдем к следующему вопросу: какие АКБ "встречаются в природе". На прилавках попадаются батареи в двух состояниях: залитые и сухие. Если вам нужен аккумулятор, что называется, "про запас", то лучше купить сухой, т.к. залитый – товар скоропортящийся. Такая батарея не может храниться долго, она просто выходит из строя. Если на дате выпуска указан прошлый год и залита она тогда же, то такую батарею покупать уже нельзя.

При покупке АКБ вам обязаны ее проверить, причем лучше не экономить копейку, покупая на рынке, а обратиться в хороший магазин, где вам протестируют специальными приборами вашу покупку. Плотность электролита у "свежего" аккумулятора должна быть 1,27-1,26. Все остальные параметры должны соответствовать заявленным.

Гарантия на батареи в фирменных магазинах от 1 года. Иногда фирмы берут на себя смелость гарантировать идеальную работу батареи до 3 лет, но это редкость, и на цене это отражается (не в нашу пользу, конечно).

Вместе с АКБ вы должны получить чек и заполненный гарантийный талон. На рынке и у случайных людей лучше не покупать. Эта "экономия" потом может обойтись дороже. Даже если вам предоставили гарантийный талон, в мастерской вас могут не принять. Самая распространенная причина – талон не соответствует марке АКБ, т.е. эти батареи данная мастерская не обслуживает вообще. Да и просроченный аккумулятор могут подсунуть, а такие "больные" реанимации не подлежат.

Есть маленькая уловка. При покупке вы с умным видом можете поинтересоваться у продавца: сепаратор у этой марки конвертного или карточного типа (конвертного надежнее) – и если он не смог дать вам вразумительный ответ, то он не профессионал.

Если продавец слишком настойчиво рекомендует вам конкретную марку, значит, ее просто "пропихивают" по той или иной причине.

В сущности, АКБ бывают трех типов:
– обслуживаемые (сейчас практически не встречаются). Они черные, крышка залита гудроном;
– малообслуживаемые – периодически нужно проверять уровень электролита и доливать дистиллированную воду;
– необслуживаемые – абсолютно закрытые. По логике, могут выйти из строя быстрее и отправиться на помойку.

Весь уход за батареей ограничивается, в принципе, зачисткой контактов. Уносить ее домой, как это делали 20-30 лет назад, просто не имеет смысла. Да и нелегко это – средний вес залитой батареи 16 кг. Ручка для удобства в переноске нужна лишь в том случае, если вы собираетесь ходить с ним, как с чемоданом. Один раз установленный на место, аккумулятор должен покинуть его, лишь полностью выработав свой ресурс.

Заливать самому приобретенный впрок сухой аккумулятор трудоемко, да и опасно. Кислота все-таки.

Заряжать АКБ самостоятельно можно даже в домашних условиях. В этом случае батарея должна получать 10% от расчетной емкости, т.е. если у вас батарея 55А.ч., то прибор нужно ставить на 5,5 А. Однако лучше все-таки по всем вопросам обращаться по адресу гарантийной мастерской. Но если уж вы влезли в АКБ самостоятельно, то имейте в виду, что его нельзя переворачивать больше чем на 45 градусов. Иначе может произойти замыкание.

У открытого АКБ при зарядке лучше не курить. Пары сероводорода имеют обыкновение взрываться, а физиономия у вас одна на всю жизнь, и другой не будет.

Если у вас в автомобиле нет индикатора зарядки аккумулятора, то проверить его исправность можно одним простым способом. Если при увеличении оборотов вы видите резкое изменение интенсивности горения фар, то виноват аккумулятор. Если чувствуете недозаряд вашей батареи, то здесь причиной – износ щеток генератора, ну а при перезарядке АКБ просто выйдет из строя.

При покупке обратите внимание не только на этикетку, их-то как раз очень часто переклеивают (в основном это практикуется на корейских и турецких батареях). Смотрите на надписи на корпусе. Там должны быть следующие сведения: дата выпуска, производитель (бывает и в виде кода), иногда страна-производитель. На импортных встречается номер смены, номер линии. На отечественных – технические условия на основе ГОСТа, который не менялся, между прочим, с 70-х годов.

Так что дерзайте. Будьте смелей и решительней. От ваших знаний, опыта или хитрости здесь ничего не зависит. Покупка АКБ – это лотерея в чистом виде, т.к. покупаете вы заведомо "кота в мешке", зачастую руководствуясь лишь внешним видом "мешка", каковым и является корпус батареи. А его содержимое, которое и интересует нас больше всего, находится "за семью печатями". Повезло вам или нет, вы поймете лишь тогда, когда ваша машина хорошо "примет" батарею.

Выбор читателей