5 измерений "песочного коридора"

Существование человека – это странничество во Вселенной. Мысль не нова, да и как она может быть нова, если ее источник – суфизм, вероучение дервишей-суфиев

О! – застонал дервиш. – О Аллах всевидящий,
и Ты видишь все эти сонмы совокуплений чрез крыши домов с небес своих
и не останавливаешь рек семян этих, что текут втуне...
Ходжа Зульфикар "Суфийский Декамерон"

Дробление нерушимого Союза приносит ныне культурные плоды: общество проникается сознанием того, что восточные республики – не только (и не столько) поставщики бритоголовых новобранцев, но и обладатели древнейших и достойных внимания культурных традиций. Одно из доказательств – открывшаяся 4 сентября в ЦДХ выставка Бобура Исмаилова "5 измерений", осуществленная в рамках проекта "East Side" при поддержке Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации и ряда крупных промышленных предприятий Узбекистана. Сам чрезвычайный и полномочный посол Республики Узбекистан Шоисламов Ш.И. не поленился присутствовать на открытии выставки и, говорят, получил большое удовольствие.

Как сказано в пресс-релизе, выставка "включает в себя 15 живописных и 10 графических работ, собранных в единой пространственной форме, состоящей из метафорического треугольника – песок, вода, дерево, – инсталлированного в виде песочного коридора, с тонущими в нем предметами материальной среды человеческого бытия: керамическими сосудами, колыбелью-бешик, традиционными тканями". Открытие представляло собой маленький спектакль; в качестве задника сцены служило бязевое полотно, расписанное тушью. Актеры в костюмах дервишей (специально приехавшие из Ташкента) разыгрывали, если можно так выразиться, символическую жизнь инсталляции: зажигали и тушили огонь в плошках, заставляли воду из тыквянок стекать по каплям в песок, откапывали из песка атласное полотно с волнообразным рисунком (знак воды), возжигали иссырх – растение зороастрийских магов и шаманов, по поверью, изгоняющее злых духов (а заодно, как доказала современная медицина, дезинфицирующее воздух). В качестве саундтрека были задействованы древние узбекские мелодии – шашмакомы. Зрители же, сидя на соломенных циновках-буйра, вкушали традиционные узбекские лепешки и вино. И любовались зрелищем. Таким образом, заявленные 5 измерений – линия, цвет, объем, звук и вкус – были объединены хоть и незамысловато, зато толково. На мой вопрос, в чем смысл инсталляции, Бобур Исмаилов ответил так: "Песок – из него все появляется, и в него же все уходит; соединение песка и воды рождает жизнь (колыбель-бешик подвешена в воздухе, она – символ нового существа), но все появляющееся так же уходит в песок". Деревянный каркас сооружен из жердей тополя, привезенных аж из самого Ташкента – как, впрочем, и все остальные предметы, за исключением песка. Песок куплен на месте, в Москве, и насыпано его 1,5 тонны. Меня (поскольку я не прораб) цифра потрясла – выглядит он вполне невинной и, прямо скажем, классически-изящной аллегорией. Песок, как уже ясно сметливому читателю, у Исмаилова – смысловой стержень. Хотя слово "стержень" подходит тут меньше всего. Потому что песок – это сыпучесть, зыбкость, течение; он течет сквозь зияющие прогалы каркаса, просачивается сквозь деревянные рамы, как дух (или трансцендентная эманация, простите за выражение) просачивается сквозь структуру – атома, планетной системы или человеческого организма.

Песок и вода, совокупляясь и сливаясь в оргазме (а как же без Эроса? Уж он-то истекает везде и всюду!), порождают материю – эстетически организованную материю природы и бытовых вещей. Старинные медные сосуды (кумганы), самаркандская керамика, древние музыкальные инструменты (все подлинное!), стилизованное водяное колесо-чигирь наполняют пространство инсталляции творческой человеческой энергией, тем витальным упрямством, без которого созидание вообще было бы невозможно. Но песок, протекая сквозь все эти знаки плотности материи, потопляет их в себе. В этом, по замыслу автора, заключается аллегория жизни, спонтанно-эротической, бренной и ускользающей к первоначалам.

Существование же человека – это странничество во Вселенной. Мысль не нова, да и как она может быть нова, если ее источник (в данном случае) – суфизм, вероучение дервишей-суфиев, представлявших на открытии выставки позицию отторжения окружающего мира, мира тягостных естественных потребностей, мира вожделения – вожделения, объединяющего и сексуальное желание, и подобную ему тягу к плавной, влекущей, плотской линии красивого предмета. Отказ от них поднимает сознание на высшую ступень, позволяет человеку стать странником в пространстве мира – а значит, видеть мир как оппозицию жесткой структуры и свободного сквозь нее протекания. Суфийское, замшело-древнее, магическое, почти шаманское – и в то же время очень простое – сообщение инсталляции созвучно времени. Мне сразу вспоминается дон-хуановское "человек должен быть текуч", а также интеллигибельные, разрушительные экстазы Деррида. Кто-то вспомнит что-нибудь еще. Но главное: Восток – дело хоть и тонкое, но не безнадежно чуждое. И организовать его в едином художественном пространстве "песочного коридора" (размером 8х2 м) – под силу воображению художника.

Выбор читателей