США заполучили крупнейшего наркобарона

Колумбия выдала США одного из крупнейших наркобаронов страны - Фабио Очоа. Очоа был основателем Медельинского картеля – международной сети торговли кокаином

Колумбия выдала США одного из крупнейших наркобаронов страны - Фабио Очоа. Вскоре он предстанет перед судом во Флориде.

Фабио Очоа Васкес - младший из трех сыновей влиятельного медельинского фермера-скотовода Дона Фаблио Очоа Рестрепо. Братьев Очоа считают главными организаторами созданного в 70-е гг. Медельинского картеля – колумбийской сети международной торговли кокаином.

Культуру коки в Колумбии знали издревле и кокаиновую пасту-сырец производили в этих краях с незапамятных времен. В течение всего XX в. колумбийцы поставляли на подпольный рынок и потребляли сами немало кокаина-порошка. Но это была продукция, производившаяся, в основном, мелкими частниками в маленьких доморощенных лабораториях. Отец Фабио раньше всех понял, какие фантастические возможности скрыты в наркоторговле. Именно он создал в Медельине первые крупные подпольные лаборатории и поставил производство кокаина на промышленную основу. Своим детям он поручил организовать на юге США, в Майами, рынок сбыта крупных партий кокаина. И к началу 80-х они сконцентрировали в своих руках свыше 70% всей наркоторговли Колумбии. С этого времени их компанию стали неофициально называть Медельинский картель, что подчеркивало масштаб и финансовое могущество подпольной организации.

Деятельность Медельинского картеля привела администрацию США в ужас. Борьба с наркоторговлей попала в число приоритетных направлений внешнеполитической деятельности Госдепа. Из бюджета были выделены огромные суммы на антикокаиновую кампанию. Внутренние войска Колумбии начали проводить широкомасштабные операции в горных районах. Они выявляли и уничтожали с помощью ядовитого глифосфата плантации коки. Используя агентурные сведения, секретные службы разгромили несколько лабораторий и складов с кокаином. Апофеозом этой борьбы стало проведение 14-месячной операции "Тибюрон", в ходе которой было арестовано 495 человек (в том числе и несколько ключевых фигур наркобизнеса) и конфисковано несколько тонн наркотиков, а также пять кораблей, нелегально перевозивших марихуану, кокаин и героин на все континенты мира. Картель понес очень серьезные убытки и потери. Но к 1983 г. медельинцам удалось перевести основное наркопроизводство в приграничные районы с Панамой, и их деятельность продолжилась с новой силой.

"Достижения" колумбийских наркоторговцев поистине невероятны. Администрация по контролю за соблюдением законов о наркотиках США (Drug Enforcement Administration - DEA) установила, что в Колумбии в год производится до 165 т кокаина. Между тем, директор ЦРУ Джордж Тенет сообщил комитету Сената США о том, что, по последним оценкам, эта цифра увеличилась уже в два с половиной раза. При этом большая часть производимого в Колумбии и поставляемого в США кокаина приходится именно на Медельинский картель.

Юристы говорят, что успех Медельинского картеля объясняется использованием технологий для увеличения эффективности и защиты секретов торговли. В частности, синдикат нанял колумбийского электронщика, который в прошлом работал на картель в Кали. "Моторола", как он сам себя называл, умел взламывать персональные коды владельцев сотовых телефонов. Используя для своих звонков ворованные коды, члены синдиката сбивали с толку слежку. Компьютерные специалисты группы также устраивали в Интернете закрытые чаты, что сводило на нет все старания хакеров, работающих на полицию. Таким образом, находясь вдали друг от друга, торговцы могли посылать сообщения и инструкции.

Разгром Медельинского картеля стал громким триумфом американских и колумбийских правоохранительных органов. Операция под кодовым названием "Миллениум" явилась кульминацией их совместного расследования, которое велось на протяжении года одновременно на двух континентах. В результате за одну ночь были задержаны около 30 колумбийцев из списка особо опасных разыскиваемых преступников. Среди них был и Фабио Очоа Васкес.

28 августа президент Колумбии Андрес Пастрана, которого несколько лет назад похищали члены Медельинского кокаинового картеля, подписал ордер, дающий право на экстрадицию в Соединенные Штаты Фабио Очоа. Но наркобароны не хотят сидеть в США. Здесь им грозят более длительные сроки и более жесткий тюремный режим, а также разлука с близкими, которым нелегко получить американскую визу. После ареста Фабио Очоа начал кампанию по защите своего имени. До сих пор в некоторых районах Медельина и Боготы висят плакаты с его изображением, на которых написано: "Вчера я совершил ошибку. Сегодня я невиновен". Но вряд ли ему это поможет.

В то же время нет никакой гарантии, что подобные аресты хоть сколько-нибудь подорвут колумбийскую наркоторговлю. Девять из сорока обвиняемых в ходе операции "Миллениум" избежали ареста. Новых наркобаронов все труднее выследить. Современные синдикаты действуют, скорее, как самостоятельные консорциумы независимых дельцов. Участники объединяют свои средства и силы для конкретных операций, а затем снова расходятся "по домам", пока не подвернется следующий большой заказ. Кроме того, колумбийский наркобизнес кормит не только преступный элемент, но и мирных крестьян, и свободолюбивых революционеров. И на место павшего Фабио Очоа Васкеса придут десятки других. С другой стороны, если бы американская богема не нюхала кокаин, то Фабио Очоа Васкес, возможно, занялся в свое время торговлей кофе.


Фото AP © 2001 Associated Press

Выбор читателей