Когда Чубайс возьмет Москву?

Сегодняшний день станет во многом решающим в череде "энергетических скандалов". В случае победы РАО ЕЭС в московском регионе ценовая политика станет жестче, а меры, применяемые к должникам, – круче

Реформа электроэнергетической отрасли, о которой так много говорили в последнее время, начинает принимать крайне характерную для нашей страны форму – форму разборки. Во всяком случае, скандал с "Мосэнерго" и начавшаяся борьба за контроль над будущем рынком электроэнергетики настраивают наблюдателей на минорный лад. Прошедшая неделя ознаменовалась предельным накалом "энергетической схватки", кульминацию которой мы, возможно, увидим сегодня.

Реструктуризация любой естественной монополии дается с трудом, однако до сих пор ни один проект не сопровождался таким количеством скандалов, как реформа РАО "ЕЭС России". Уже на стадии определения контуров реформы противостояние Анатолия Чубайса и Андрея Илларионова сопровождалось резкими выпадами оппонентов из обоих лагерей. Сегодня ясно, что политика компромиссных решений, примененная при утверждении плана реструктуризации, может помочь принять решение, но не избавит от конфликтов и связанных с ними перебоев в работе отрасли.

Московский энергетический скандал

Сегодня, 10 сентября, должны быть подведены итоги внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Мосэнерго", сама легитимность которого до сих пор оспаривается.

Напомним, что, по версии РАО ЕЭС, 17 июля с.г. началось внеочередное общее собрание акционеров энергокомпании, проводимое опросным путем, а 31 августа, в соответствии с решением совета директоров "Мосэнерго" от 17 июля с.г., закончился срок приема бюллетеней. Итоги подсчета голосов, решающие судьбу гендиректора "Мосэнерго" Александра Ремезова, должны быть оглашены сегодня.

По другой версии, проведение собрания было назначено на 31 августа, а 17 июля было лишь принято решение о его проведении. Такой вывод можно, например, сделать из решения Липецкого суда, зачитанного судебными приставами в офисе "Мосэнерго", которое запрещает исполнение решения совета директоров "Мосэнерго" от 17 июля с.г. о проведении 31 августа внеочередного собрания акционеров. Одновременно судебные приставы зачитали решение Нижегородского суда о "запрете чинить препятствия нынешнему генеральному директору Александру Ремезову в исполнении его обязанностей". Вместе с тем, у РАО ЕЭС на руках оказалось решение Ленинского районного суда Кемерово, в котором якобы содержался запрет Ремезову исполнять обязанности гендиректора.

Судебный пристав 2-го Межрайонного отделения службы судебных приставов по Центральному административному округу г. Москвы Дмитрий Спиркин заключил, что внеочередное собрание акционеров ОАО "Мосэнерго" 31 августа с.г. в здании компании не проводилось. В составленном им акте также отмечается, что бюллетени для голосования отсутствуют, Счетная комиссия компании подсчет голосов не осуществляла, и протокол внеочередного общего собрания акционеров не составлен. А председателя Совета директоров АО "Мосэнерго" Анатолия Копсова Дмитрий Спиркин на днях оштрафовал на сумму 20 тысяч рублей. Штраф в размере 100 минимальных размеров оплаты труда наложен на Копсова за нарушения требований исполнительного документа, запрещающего проведение внеочередного собрания акционеров АО "Мосэнерго". Как отметили в пресс-службе "Мосэнерго", этот документ был вручен 31 августа секретарю Копсова. Однако, вопреки данному запрету, последний председательствовал на Совете директоров 31 августа, принимал участие в голосовании по вопросу "О порядке подведения итогов голосования на внеочередном общем собрании акционеров Общества", а также подписал протокол Совета директоров.

Финалом всему стала совсем детективная история с исчезновением председателя счетной комиссии внеочередного собрания акционеров, начальника отдела ценных бумаг "Мосэнерго" Натальи Хохольковой, которая разыгралась 5 сентября. О ней мы достаточно подробно рассказывали некоторое время назад.

Дела писательские

Разразившийся скандал продолжает втягивать в свою орбиту все новых и новых известных людей. На сей раз таким человеком стал небезызвестный Альфред Кох. По сообщению на сайте "Мосэнерго", генеральный директор "Газпром-Медиа" решил выступить "посредником" в урегулировании конфликта по поводу кандидатуры гендиректора АО "Мосэнерго" между РАО "ЕЭС России" и правительством Москвы. По его предложению в настоящее время в качестве приемлемого кандидата рассматривается Александр Казаков, член Правления, руководитель Департамента имущества РАО "Газпром". Стоит напомнить, что Казакова Кох знает не только по "газпромовской" работе: в свое время они оба были замешаны в скандале по "делу писателей" (книга об истории приватизации в России), в результате которого Александр Казаков был снят с должности заместителя руководителя Администрации президента Ельцина.

Битва за Москву

Скандал вокруг главы "Мосэнерго" интересен не только интригующими подробностями. По большому счету, речь идет о том, будет ли в Москве и Московской области, а за ними – и в других регионах проводиться политика Чубайса, считающего основным мерилом успеха прибыльность РАО ЕЭС, или победит мнение региональных властей, считающих, что политика РАО не учитывает социальных последствий.

В этом убеждает и первое столкновение "Мосэнерго" и РАО ЕЭС на почве деловых отношений. Начальник Департамента по энергосбытовой деятельности РАО "ЕЭС России" Игорь Герман направил руководству АО "Мосэнерго" письмо, в котором поручил расторгнуть договоры с независимыми сбытовыми компаниями (НСК), созданными в нескольких районах Московской области для оказания АО "Мосэнерго" агентских услуг по сбыту электроэнергии.

В энергохолдинге считают, что заключение договоров независимых сбытовых компаний с конечными потребителями энергии противоречит условиям статьи 539 (часть 2) Гражданского кодекса РФ. Как заявляет РАО ЕЭС, результаты проверок, проведенных совместными комиссиями РАО "ЕЭС России" и "Мосэнерго", а также Контрольно-счетной палатой Москвы, свидетельствуют, что сумма вознаграждения компаний-посредников составляет 10% от объема платежей потребителей. При этом оплата услуг вышеуказанных организаций не включена в действующий тариф, что приводит к образованию выпадающих доходов АО "Мосэнерго". Кроме того, выборочная проверка показала, что ряд компаний-посредников не полностью исполняют свои договорные обязательства перед АО "Мосэнерго". В результате потери "Мосэнерго", связанные только с ООО "Клин-Энергосбыт", составили 2,3 миллиона рублей, с ООО "Нара-Энергосбыт" – 1,4 миллиона рублей.

В свою очередь, "Мосэнерго" считает, что поручение РАО "ЕЭС России" расторгнуть договоры с независимыми сбытовыми компаниями отрицательно скажется на финансовом состоянии энергокомпании и на рядовых потребителях. Пресс-служба АО "Мосэнерго" сообщает, что независимые сбытовые компании не являются посредниками, как это утверждает РАО "ЕЭС России", а от имени и по поручению АО "Мосэнерго" выполняют на территории муниципальных сетей функции, аналогичные тем, которые выполняет "Мосэнерго" в регионах действия своих сетей. Платежи потребителей электроэнергии, обслуживаемых от имени АО "Мосэнерго" этими компаниями, поступают в полном объеме на счета компании. Создание НСК позволило решить проблему перекрестного субсидирования ОПП (оптовых покупателей-перепродавцов), а также своевременно и в полном объеме получать платежи за электроэнергию по полному тарифу.

Рубильник – основной довод в энергетических спорах

Нынешний спор в рядах энергетиков становится очень даже предметным и интересным рядовым потребителям, если принять во внимание мнение РАО о том, что региональные тарифы занижены – вплоть до 100%, и не учитывают всех фактических затрат, включая потери электроэнергии, а главным доводом в спорах считается рубильник. Не берясь опровергать или поддерживать расчеты энергетиков, могу довольно уверенно спрогнозировать только одно: в случае безоговорочной победы РАО ЕЭС в московском регионе тарифная политика станет жестче, а меры, применяемые к должникам, – круче. И более того: даже в случае достижения компромисса с главой "Мосэнерго" и назначением на этот пост нейтральной фигуры ситуация может повториться в любой другой региональной энергокомпании. И хотя в процессе всего конфликта стороны уверяли, что он никак не скажется на подготовке к зиме, в это верится с трудом. Да и где гарантия, что в подобном случае (не обязательно сейчас и в Москве) какой-то из сторон не покажется выгодным использовать перебои в электроснабжении для укрепления своих позиций? Вспомните ситуацию в Приморье, где начало перебоев со светом и теплом положил конфликт региональной власти и энергетиков.

"Атомная война" РАО ЕЭС

Не осталась энергетическая монополия и без "внимания" со стороны российских атомщиков. Недовольные политикой Чубайса по повышению тарифов, они считают, что РАО ущемляет их экономические интересы (АЭС на сегодня являются производителям самой дешевой электроэнергии). Так, на днях атомщики получили решение комиссии МАП России, согласно которому РАО ЕЭС до 10 сентября должно прекратить нарушение антимонопольного законодательства и не создавать препятствий доступу на рынок электроэнергии концерну "Росэнергоатом". Поводом для заседания комиссии послужила жалоба концерна о препятствовании со стороны РАО "ЕЭС России" экспорту электроэнергии российских АЭС в Грузию и на Украину. Ранее РАО отказалось предоставлять концерну "Росэнергоатом" услуги по диспетчеризации и транспортировке электроэнергии по экспортным контрактам. До заседания комиссии "Росэнергоатом" подал иск в Московский арбитражный суд, который затем отозвал, но 6 сентября пресс-служба концерна распространила заявление о том, что "Росэнергоатом" готов снова обратиться в суд, если РАО ЕЭС не выполнит предписания комиссии. Так что сегодняшний день может стать для энергохолдинга поистине судьбоносным.

Кто главный на рынке? – Администратор

Хотя процесс реформирования энергетики так толком еще и не успел перейти от словесных баталий к реальным делам, борьба за контроль над будущим рынком электроэнергии уже в полном разгаре. Предложения по формированию системы торговли электроэнергией должны быть разработаны к 1 октября, а 15 сентября должно пройти совещание у вице-премьера Виктора Христенко, подготовка которого поручена Минэкономразвития (МЭРТ). Однако оппозиционно настроенные к энергохолдингу алюминщики, атомщики и возглавляемая Георгием Кутовым Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) решили сыграть на опережение и 5 сентября созвали конференцию "Создание конкурентного оптового рынка электроэнергии в РФ". Но попытка учредить новую биржу для свободной торговли электроэнергией – Администратор торговой системы (АТС) – не удалась. Принятые конференцией решения отражают неустойчивость позиций обеих сторон.

Спор идет по ключевому вопросу работы АТС – распределению голосов и механизму принятия решений. Позиция РАО состоит в том, что порядки в новой организации должны быть обычными: один учредитель – один голос. Но при таком раскладе, возражают независимые производители, 80% голосов получит РАО, которое контролирует почти все АО-энерго и федеральные электростанции. Оппоненты предлагают ограничить участие каждой группы двадцатью процентами. Встречная схема РАО ЕЭС предполагает, что к АТС будут допущены только структуры, которые потребляют или производят более 1000 МВт электроэнергии. Под эту категорию подпадают лишь 2 алюминиевых завода да МПС – парирует противная сторона.

В результате конференция смогла принять решение только о создании рабочей группы, которая подготовит учредительные документы АТС. В проекте устава АТС, в основном подготовленном в "Росэнергоатоме", предлагается потолок в 20% голосов для любой группы аффилированных участников. Предполагается, что именно разработки рабочей группы, которая должна подготовить итоговый документ к 14 сентября, лягут на стол Христенко, но, строго говоря, решения конференции не являются для правительства обязательными даже к рассмотрению. Поэтому вопрос о создании абсолютно негосударственной АТС будет решаться 15 сентября на совещании в правительстве, и здесь большую роль сыграет позиция МЭРТ, чьи взгляды на реформу электроэнергетики во многом совпадают с позицией Анатолия Чубайса.

Само проведение конференции, где споры вызвал уже состав рабочей комиссии, а итоговую резолюцию голосовали несколько раз, показывает, что найти общий язык участникам создаваемого энергорынка будет нелегко. Опять приходится делать вывод, что без полноценного государственного участия вряд ли удастся добиться бесперебойного реформирования электроэнергетики. С другой стороны, государственное участие – это ведь не только гарантия соблюдения государственных интересов граждан, но и опасность субъективности отдельно взятых чиновников, уступивших лоббистскому давлению. А в том, что такое давление будет присутствовать, сомневаться не приходится: слишком большие деньги и слишком большая власть поставлены на карту.

Выбор читателей