Хит-парад разнообразных "великих"

Потрясал воображение стенд издательства "Вече" с серией "100 великих...". Например, "100 великих любовниц". Столько же любовников, адмиралов, катастроф, изобретений и казней и прочего

Жаль, что я не могу преподнести читателю, жадному до цифр, статистику посещаемости Московской Международной книжной ярмарки, открывшейся на ВВЦ 5 сентября. Зато я точно знаю, что после 14 часов посещаемость резко увеличивалась. Секрет прост: до 14 входной билет стоил 50 рублей, а после – всего 30. Уж и не знаю, чем объяснить такую прихоть устроителей, разве что человеколюбием: работающий человек поедет на ярмарку во второй половине дня, а пенсионер, которому и без того скидка, отправится с утра. Однако и утром, и днем около павильонов толпился народ, а к кассам тянулись длинные хвосты.

Действительно, посмотреть было на что: издательства не пожалели средств на самопозиционирование. Порой это выглядело курьезно: например, "Арт-дизайн" обозначил себя весело украшенной новогодней елкой. В самом деле, что еще имеет более непосредственное отношение к понятиям "арт" или "дизайн"? Вообще новогодняя мишура и гирлянды воздушных шариков попадались подозрительно часто, что – увы! – свидетельствует об определенной зашоренности отечественного представления о балагане, ярмарке или карнавальной культуре в целом. Однако дизайн некоторых торговых мест был и захватывающим, и концептуальным. Издательский Дом "Олма-Пресс" окружил себя огромными, под потолок, книжными шкафами в старинном стиле: нижние полки настоящие, а верхние – искусный муляж. С 10 шагов не сразу и разберешь, где заканчиваются одни и начинаются другие. Навершия шкафов заявлены как готические башенки, и на них укреплены манекены, изображающие католических монаха (в черном) и монашку (в белом). Разумеется, погруженных в чтение книг. Символы сколь оригинальные, столь и противоречивые: католических требников и молитвенников (которые читались монахами в кельях, а вовсе не на консолях башен) среди продукции "Олма-Пресс" не обнаружилось. И вряд ли это доблестное предприятие ведет начало от средневековых первопечатников, на что как будто бы намекает. Однако – оставим мелкие придирки! – выглядело это впечатляюще, хоть и припахивало кичем. Но еще более впечатляющими (и аппетитными) показались мне стенды с консервированными овощами. Эти заготовки сделаны членами клуба "Синьор Помидор" по рецептам Галины Поскребышевой, чьим эксклюзивным издателем является "Олма-Пресс". При виде баночек с перчиками и огурчиками широкая читающая публика приходила в бурный восторг.

Нечто не менее грандиозное соорудил "Махаон": 4 синих сверкающих цилиндра (метра по 1,5 в диаметре) с огромными вертящимися на них бабочками невозможно проглядеть! Издательство "Росмэн" воспользовалось случаем, чтобы разрекламировать новую серию переводных детских детективов про Гарри Поттера. Летящий верхом на метле, в круглых очках отличника, Гарри Поттер расположился в самом центре торгового места издательства. Книги из этой серии, поднимающиеся то тут, то там с пола красивыми витыми стопками, – это, на мой взгляд, любопытное дизайнерское решение и ловкий рекламный ход одновременно. Доступ к книжным богатствам "Просвещения" открывали массивные врата, которые выглядели бы пугающе, если б не их радужная расцветка. Но самая интересная дизайнерская находка принадлежит издательству "Инфра-М". Десятка два синих и белых зонтиков с фирменным знаком издательства, подвешенные к потолку, вызывали приятные контекстовые ассоциации с импрессионизмом и – далее – со школьным багажом начитанности и насмотренности.

Но, конечно же, не один только дизайн привлек посетителей на ярмарку, а, в первую очередь, широчайший ассортимент книжной продукции. Если попытаться определить, какие ее виды пользуются особым спросом, то на первое место придется поставить учебную литературу. Вот когда выполняется завет Ильича! – думала я, разглядывая стенды и книжные полки. Помимо устоявших в социальных бурях "Просвещения" и "Науки", учебную литературу выпускают еще не менее двух десятков издательств. А то и более. Банальные школьные учебники, серьезные дисциплинарные исследования, книжонки типа "100 школьных сочинений", словари и справочники, самоучители и, наконец, всевозможные энциклопедии. Ярмарочный лабиринт то и дело приводит к энциклопедиям – можно подумать, что кроме них народ вообще ничего не читает. Мое воображение потряс стенд издательства "Вече" с серией "100 великих...". Например, "100 великих любовниц". Столько же любовников. Аналогичное количество адмиралов и катастроф, изобретений и казней и прочего. Неписаные законы менталитета нынче требуют эрудиции, а эрудиция, как ясно доказали Друзь и Ворошилов (а также их предшественник Ш.Холмс), – это нечто такое, что можно классифицировать и разложить по полочкам. То есть энциклопедия, содержащая точные и краткие как выстрел сведения, щедро иллюстрированные – потому что сухие описания противопоказаны читателю, избалованному тотальной визуализацией. Можно сказать, что энциклопедия сейчас – апогей образовательной стратегии общества.

Следующую строчку в импровизированном книжном хит-параде ярмарки занимает историческая литература и относящиеся к ней же биографии и мемуары. Истолкование истории и перетолкование прежних толкований в увлекательной форме – вот на что брошены силы ученой братии. Подглядывание в замочную скважину за великими мира сего не менее интересно. Среди бесчисленных жизнеописаний Марлен Дитрих и Маяковского мне попалась книга Рейнблата А.И. "Как Пушкин вышел в гении" – высокоинтеллектуальное исследование социокультурных механизмов пушкинской поры, изданное "Новым литературным обозрением". Издательство "Вагриус" выпустило в свет "чеченский дневник" Г.Трошева "Моя война". Сенсационной обещает быть книга немецкого политолога А.Рара "Владимир Путин. "Немец" в Кремле" (издательство "Олма-Пресс"). Исследования психологии лидера сейчас, пожалуй, наиболее востребованы в массах – как и психологические исследования вообще. Литература по психологии (от серьезных монографий до брошюр популяризаторов Карнеги) занимает следующую строчку в хит-параде. Сюда же относятся религиозные издания всех толков, поскольку от них ждут, как правило, познавательно-психотерапевтического эффекта.

Что касается художественной литературы, то она не столь обильна и слегка теряется в бескрайних россыпях остальной книжной продукции. И львиную долю занимает классика – любых времен и народов. Массовый читатель, надо думать, изрядно склонен к ностальгии. Или, наоборот, массовый издатель понимает, что публиковать классику – выгодно, надежно и безопасно. Кроме Гоголя, Пушкина и серебряного века, на полках издательств можно найти практически все зарубежье, включая таких полуизвестных авторов как Эразм Роттердамский. Новинки современной прозы малочисленны, но зато интересны. Издательство "Вагриус" представляет новые книги, вышедшие в рамках активно разрабатываемого проекта "Остросюжетная проза": "Противогазы для Саддама" А.Богдана и Г.Прашкевича, "Гольф с моджахедами" В.Скворцова. В серии "Современная российская проза" только что вышел роман Д.Рубиной "Высокая вода венецианцев", повествующий, конечно же, о любви. В силу специфики нашего издания, меня заинтересовала книга Тучкова "Смерть приходит по Интернету", обнаруженная на прилавке "Нового литературного обозрения", – леденяще, не правда ли? Однако составление списка новинок не входит в мои обязанности – я всего лишь решила дать общий абрис книжной ярмарки 2001 года.

Выбор читателей