Финансовая прачечная под названием Россия

Что такое "отмывание денег", что такое "полученные преступным путем", если "распил" и "откат", причем желательно за границу, долгое время оставались чуть ли не основной формой бизнеса?

Не везет России на законы об отмывании денег, полученных преступным путем. Понятное дело. Кто же будет рубить сук, на котором сидит! Да и что такое "отмывание", что такое "полученные преступным путем", если "распил" и "откат", причем желательно за границу, долгое время оставались чуть ли не основной формой бизнеса? И потом, кто боролся? Кто эти страшные законы все время навязывал? Коммунисты, Виктор Илюхин. Да разве ж можно допускать такое в нашей демократической стране! И вот то Дума, то Ельцин регулярно топили эти законопроекты. Топили до тех пор, пока Международная организация по борьбе с отмыванием денег (FATF) не занесла Россию в список мировых финансовых прачечных.

Делать нечего, раз Запад сказал, надо слушаться. А не хочется. Поэтому даже в том законе об "отмывании", который все же с грехом пополам был принят, нет не только определения преступного происхождения денег, но даже четкого описания действий, подпадающих под понятие "отмывание". Но, тем не менее, кто-то все же должен делать это "поди-туда-не-знаю-куда". Идея создания сильной финансовой разведки, которая выдвигалась в свое время налоговой полицией, была благополучно забыта. А вместо этого рождается проект Указа президента "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Таким органом должен стать Комитет по финансовому мониторингу при Минфине с пятнадцатью офицерами, прикомандированными из силовых ведомств. Главная его задача – противодействовать "отмываловке" путем сбора, обработки и анализа соответствующей информации. Мониторинг, одним словом. Как, за счет чего, какими силами? Непонятно. Но даже если найдутся силы и средства, то в основе деятельности вышеозначенного Комитета все равно останется тот самый куцый Закон "об отмывании", из которого ровным счетом ничего не вытекает.

На стадии принятия данного закона под "преступными" предлагалось понимать любые деньги, с которых не уплачены налоги. Уплатил налоги – а дальше делай, что хочешь. Хочешь – вывози за границу, хочешь – в России вкладывай. Кстати, у нас зачастую путают понятия "отмывания" и увода денег за границу. Считается, что отмывание обязательно связано с незаконным вывозом капитала. Но дело в том, что уход денег за границу нарушает совершенно другой закон – "О валютном регулировании и валютном контроле", где предусмотрена определенная процедура, при которой перевод денег за границу возможен. Если предприятие оплатило налоги от своих доходов на территории России, а потом эти доходы перевело за границу, это вовсе не отмывание денежных средств. Наверное, к нему тоже будут применены определенные санкции, но не за отмывание – поскольку деньги не были получены преступным путем и все налоги уплачены, – а за безосновательный перевод средств за границу.

Судя по принятому закону, наша Дума рассуждает так: неуплата налогов – это неуплата налогов, а вот отмывание преступных денег – это что-то совсем иное, страшное, связанное, как минимум, с наркотиками и оружием. Это тем более странно, потому что законодательство большинства ведущих стран мира однозначно рассматривает неуплату налогов как один из вариантов отмывания денег.

Например, деньги, полученные из источников в РФ от экспортных и импортных операций, а также от предоставления работ и услуг уходят за границу без оплаты налогов на территории России. С одной стороны, они были получены за предоставление реальных работ, услуг, а также от экспорта товаров. С другой стороны, неуплата налогов является уголовно наказуемым деянием. Можно ли рассматривать эти деньги как отмывание? Мировая практика говорит – да. Этот положительный ответ распространяется и на случаи, когда компании аккумулируют на своих счетах денежные средства, полученные от их деятельности на территории третьих стран, где они должны были оплатить соответствующие налоги и не сделали этого.

В нашем, российском случае основным вопросом, пожалуй, является такой: принимает ли Россия данный закон для того, чтобы действительно обезопасить движение денег от преступной составляющей, или для того, чтобы создать видимость борьбы с отмыванием денег. Пока в законе не будет содержаться четкое понятие доходов, полученных преступным путем, а также четкое понятие "отмывания денег", проблема отмывания и коррупции решена не будет, хотя вполне возможно, что из черного списка Россию и вычеркнут. Престиж несколько повысится, но легче нам от этого не станет.

Что же получается: имидж – это как бы одна проблема, а подлинная борьба с отмыванием денег – другая? И если перестать себя обманывать и играть в разные игры, а всерьез озадачиться реальной борьбой, то не придем ли мы к элементарному вопросу: а где, собственно говоря, эти деньги отмываются? В России? Но ведь всем хорошо известно, что российские деньги отмываются в основном в западных банках. Раз российские неуплаченные налоги спокойно лежат на их счетах, то тогда почему звания финансовой "прачечной" удостаивается Россия, а не иностранные финансовые институты, как это случилось с некоторыми оффшорными зонами, в частности, с Кипром?

Конечно, можно представить западные банки наивными честными простаками, которые не догадываются или, скажем, не всегда располагают полной информацией об источниках финансовых поступлений. Но ведь хорошо известно, что, в соответствии с законодательством большинства развитых стран, на сотрудниках банков, юридических фирм, аудиторских компаний лежит обязанность (вплоть до уголовной ответственности) в обязательном порядке информировать соответствующие органы в тех случаях, если возникают хоть малейшие основания для подозрений в легальности происхождения денежных средств.

Правда, надо признать, что (особенно при незначительных – до нескольких сотен тысяч долларов – суммах) "ловить" незаконные деньги с позиций иностранного банка сложно. Главными здесь все же являются российские финансовые контролирующие органы. Центральный банк уже давно пытается решить эту проблему. Например, введено такое понятие как получение разрешения ЦБ на открытие российскими компаниями счетов за границей. Но, принимая во внимание, что ни одна "заграница" не требует при открытии счета иностранной компании какого-либо решения ЦБ, усилия последнего теряют эффективность. Да, если российская компания, не получив разрешение Центробанка, открывает валютный счет за пределами страны, она нарушает закон на территории России. При этом с точки зрения законодательства той страны, где открыт счет, российский гражданин или компания абсолютно чисты. Как преодолеть это несоответствие? Один из способов – это идея объединенной Европы гармонизировать законодательства своих стран, особенно в финансовой области. Но это в Европе. А между российской и европейской системами по-прежнему остается существенный разрыв, чем, естественно, пользуются и будут пользоваться отдельные граждане и юридические лица в своих собственных интересах. Это будет продолжаться до тех пор, пока наш Законодатель четко не ответит себе на вопрос: для чего он пишет закон – для того, чтобы красиво выглядеть в глазах Запада, или для настоящей борьбы с преступностью? А ответив, не приведет вышеупомянутый "закон об отмывании" в соответствие с интересами страны.

Выбор читателей