Террористами-камикадзе не становятся, а рождаются

Террористами-самоубийцами движет зависть, заложенная в культуре страны, традиция жертвенности, которая подразумевает немедленное вознаграждение за праведные дела в загробном мире

После терактов в США на первый план как-то незаметно вышла очень деликатная, если не сказать взрывоопасная, тема. При определении этнической принадлежности террористов некоторые наблюдатели зачастую ссылаются на историческую практику, в соответствии с которой камикадзе становятся, как правило, выходцы из стран мусульманского мира или Юго-Восточной Азии. С вопросом, насколько правомерны подобные утверждения, "Yтро" обратилось к директору Центра социальных и психологических исследований, сотруднику школы IT-менеджмента Академии народного хозяйства, доктору психологических наук Петру Шихиреву.

"В христианской и иудейской культурах самоубийство считается грехом, поэтому среди представителей иудейско-христианских традиций камикадзе встречаются редко. Этим во многом объясняется большое пропагандистское значение подвига Александра Матросова. В годы Великой Отечественной войны было совершено порядка пятидесяти подвигов, когда люди закрывали амбразуры своими телами, но это все равно было редким случаем.

В культуре народа должна быть определенная мифология и определенная традиция жертвенности. Причем жертвенность обязательно подразумевает немедленное вознаграждение в загробном мире, будь то попадание в рай или обретение нирваны. Эта жертвенность характерна в первую очередь для мусульманской культуры. Если попытаться грубо вычислить в процентном отношении количество представителей той или иной культуры в терактах со смертью исполнителя, то, я думаю, процент "белых" – назовем их так – составит от силы 2%.

Конечно, теоретически, среди них можно найти 8 человек для совершения терактов, подобных американской трагедии. Но это гораздо труднее, чем набрать такое же количество исполнителей среди мусульман. И не в последнюю очередь в силу цены жизни. В каждой культуре она своя, но в восточной – равна ничтожно малой величине. Что, впрочем, было раньше характерно и для нас. Отсюда все эти кровопролитные войны, пушечное мясо, но это уже другая материя.

Я бы сосредоточил внимание на том, что в мусульманском мире очень силен культ жертвенности, определенные религиозные установки, вроде вознаграждения на том свете, подчиненность идеологии, коллективному призыву, импульсу. Кроме того, нельзя отрицать, что накопился колоссальный взрывчатый материал. Чрезвычайно высока ненависть миллиардов людей, живущих в бедности, к "золотому" миллиарду. Появляется новый психологический мотив – наказать, испортить им жизнь, сделать так, чтобы они не так уж и радовались своему комфорту. Эти условия вместе взятые – зависть, мифология, жертвенность, обещание вознаграждение – значительно повышают количество террористов-самоубийц среди мусульманского населения.

Начало этому движению положили японцы. Во время Второй мировой войны у них были целые звенья камикадзе, которые на старых самолетах пикировали на американский флот, уничтожая противника. Ими двигала самурайская этика, стремление пожертвовать собой во имя величия начальства, нации, сохранения лица".

Выбор читателей