США выходят из шока. Какой будет реакция?

После чудовищных террористических актов мировое сообщество готово поменять ориентиры: вместо борьбы за свободное общество на повестку дня встает борьба за саму жизнь. Так ли это на самом деле?

Мир постепенно приходит в себя после двухдневного шока. Еще рано делать какие-либо глобальные выводы, но простые наблюдения за реакцией окружающих заставляют о многом задуматься.

На поверхности сейчас несколько самых элементарных рассуждений.

Войны, тем паче мировой, вроде не будет. Слава Богу!

Террористическая акция была тщательно спланирована и вполне самодостаточна. Она была разовой и удачной, так что на ближайшее время прогноз более-менее утешительный. Надолго ли? Непонятно.

Всему миру было продемонстрирована реальная сила террористов, кто бы их в действительности ни представлял. Вскоре мы должны узнать имена как исполнителей, так и организаторов.

Могучий террористический центр находится на территории мусульманских государств Ближнего Востока и финансируется исламскими фундаменталистами. В идеологическом смысле это необъявленная война или нечто вроде джихада против "мирового американо-сионистского заговора", как это трактуют наиболее радикальные шейхи и имамы тех государств, где США давно считаются врагом.

С этой точки зрения становится очевидным, что США и так называемое "мировое сообщество" столкнулись с идейной машиной, объединяющей более миллиарда человек в мире. Конечно, у жителей Азербайджана и, скажем, Саудовской Аравии разное понимание важности противостояния "странам желтого дьявола", но во всех исламских государствах* есть люди, вполне разделяющие мнение, что слова "Америка" и "шайтан" – синонимы.

Как постепенно выясняется, в нашем отечестве тоже немало таких граждан, которым при естественном сочувствии гибели тысяч невинных людей есть на что попенять Штатам. Я не говорю о клоунских заявлениях Жириновского по телевидению – мол, правильно сделал "дружбан" Саддам, давно пора американцам нос утереть, их весь мир и так ненавидит... Но и просто многие незаинтересованные люди в личных разговорах в той или иной степени осуждают американцев за излишнюю самоуверенность и заносчивость и, что особенно часто звучит, за принятую на себя роль мирового жандарма, чаще всего вспоминая события на Балканах.

Что ж, тут и я, грешный, не могу отчасти не согласиться. После падения полярного мирового порядка и оппозиции Советского Союза "капитализму и империализму", действительно, Америка повела себя на радостях чересчур заносчиво. Как обычно это бывает, отсутствие сильного врага сопровождается снижением самокритики.

Кроме всего прочего, налицо двойной стандарт США в международной политике, который проявляется особенно ярко именно в отношении стран, где существует проблема исламской экспансии. Не говоря о палестино-израильском гордиевом узле, стоит вспомнить, например, о полнейшем равнодушии "цивилизованного мира" к проблемам христианского населения Аравийских стран. В Судане и Саудовской Аравии христиане практически вымирают, их общины загнаны в гетто и резервации, ведется медленное и жестокое уничтожение тысяч людей. Редкие доносящиеся оттуда жалобы начисто игнорируются "мировыми полицейскими", и лишь сотрудники различных правозащитных организаций из года в год констатируют страшную картину. И все без толку.

Примеров действительно совершенно акритичного отношения к себе, свойственного по сути детской картине мира (Америка, в общем, "младенец" в этническом смысле), полно. Кроме чисто детских качеств – обидчивости, спонтанности принятия решений и крайней самоуверенности, народам-лидерам "нового мирового порядка" свойственна и естественная агрессивность.

После крушения советской империи, затем наступившего вскоре Балканского кризиса и активизации "горячих точек" по всему миру, восприятие США в роли буфера советской угрозы изменилось существенным образом. Поддержка американцами афганских талибов* или албанских сепаратистов уже не находила прежнего сочувствия, особенно в странах, столкнувшихся с реальным терроризмом. От серьезной критики Америку традиционно спасают ее огромные материальные ресурсы, но никак не моральные качества.

Впрочем, надо отдать должное и американцам – они не вмешиваются, скажем, в наши проблемы в Чечне, хотя и позволили эмиссарам Масхадова ездить к себе в гости в любое время, другой рукой вводя транзитные визы для обычных россиян. Но только ездить, без какой-либо явной поддержки. Уважают еще пока нашу стратегическую авиацию и легкую непредсказуемость.

Кстати, эта американская шпиономания и ксенофобия в отношении русских меня давно и сильно раздражает. Получить визу гражданину Эмиратов или Сирии, потенциально в сто раз более опасному в желании взорвать небоскреб, несравнимо легче, чем нашему простому дяде Васе, вынужденному доказывать в унизительном интервью в посольстве, что он собирается после вояжа в "самую свободную страну мира" вновь увидеть свою жену и, что еще предпочтительней для консула, нескольких детей, а также оставил на родине приличный капитал и полжизни не выдавал желания сменить гражданство.

У детской самоуверенности есть и еще одна сторона – снижение чувства опасности. Во многих странах, где существует угроза терроризма, например, Израиле (а в бывшем СССР, естественно, даже без этой угрозы – вспомните историю с южнокорейским "Боингом", сбитым в сотнях километров от населенных пунктов), подлететь на гражданском воздушном судне к городу в отсутствие коридора и разрешения диспетчера и вне внимания служб наземного слежения, в том числе и ПВО – практически невозможно. А тут не один, пускай случайно захваченный этак внезапно борт, а сразу четыре, с большим интервалом времени (20 минут для современных истребителей, не говоря о ракетах – вполне достаточный срок) стали "невидимками". Только зная о подобной дырке в национальной системе ПВО, возможно спланировать задуманную операцию.

Я очень надеюсь, что события 11 сентября будут точкой отсчета серьезного "взросления" американской нации и осознания, что отсутствие критики может обернуться самыми непредсказуемыми последствиями. И в моральном смысле тоже. Например, не только ликованием врагов при твоем поражении, но и равнодушием, переходящим в злорадство, тех, кто мог бы быть естественным союзником.

И, наконец, есть еще одно соображение.

Для того чтобы управлять миром, как к тому стремятся США и основные развитые страны, коих, как мы знаем, меньше, чем пальцев на руках, необходимо иметь некоторую общую идею. Двести лет ключевым словом для нее было – "свобода".

"Свободное общество", "свободный мир" и так далее противопоставлялись сначала "абсолютистскому", то есть монархическому и имперскому "закабалению" и "рабству", а затем, в прошлом веке, после разразившихся последствий этих лозунгов на одной шестой, а затем чуть не на половине суши – "тоталитаризму".

Поскольку современное посткоммунистическое общество по большей части "свободно" уже на большей территории, тоталитарные страны вымирают как мамонты, появился новый враг – в лице вполне "свободных" в смысле международной политики, но совершенно далеких от этого в смысле национальном, если это осмысляется как религиозный термин (помните – "мусульмане" и "просто боснийцы" и т.п.) стран. Угроза "цивилизованному миру" теперь идет по иной идейной границе – политкорректности и "гуманизма".

Новым ключевым понятием для "цивилизованного объединения" станет, как я думаю, "выживание", "жизнь". Поскольку высшей ценностью в западном мире объявлена человеческая жизнь, то есть по существу – горьковский "человек, что звучит гордо".

Не могу предсказывать все возможные последствия смены идейного аспекта противостояния – как выражается президент Буш, нового витка борьбы Добра и Зла. Скажу лишь, что подобное осмысление происходящих в мире катаклизмов не содержит ни признаков глубокого ума, ни "взросления".

В мире не существует никакого такого "зла" самого по себе. Придавать некую самостоятельную сущность "злу" – это то же самое, что и признавать высшей ценностью цивилизации некую абстрактную "свободу". Зло, как и любой выбор, как и свобода, всегда находится в прямой зависимости от воли конкретного человека, и больше ни от чего.

Самое ультрацивилизованное мировое общество, не имеющее четких, выраженных идеалов и смысла существования, кроме "просто" жизни или "просто" свободы, разъедает энтропия бездуховности. Если пали идеалы, удерживающие от различных безумств, связанных с индустриальным развитием и неудержимым обогащением, от двойных стандартов, от превозношения по отношению к "изгоям", – идеалы истинной религии, то есть в точном смысле "связи" с Всевышним, то, как показывает нынешний печальный опыт, такое общество так или иначе не выдержит борьбы и противостояния пусть и с извращенной, но очень сильной верой тех, кто решил его уничтожить.

Потому что "просто" свобода – легко оборачивается рабством. А "просто" жизнь – в мгновение ока превращается в смерть. И от человека подчас эта простота никак не зависит, он ею не управляет.

Посему президентам всех рангов стоит не выдумывать новые лозунги в оправдание своей международной политики, как это происходит сейчас на наших глазах, а всерьез задуматься и понять, что человечество далеко не так самодостаточно, как это кажется тем, кто не верит в Бога и Истину, что одно и то же. И в силу этого – чрезвычайно хрупко.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей