Давние традиции исламского терроризма

Никто не утверждает, что ислам плох как религия. Или что понятия ислам и терроризм – близнецы-братья. Но и отрицать тот факт, что исламский терроризм имеет давнюю традицию, по крайней мере наивно

Предположение, что чудовищные теракты в Америке – дело рук исламских экстремистов, кажется, подтверждается. Во всяком случае, Федеральное бюро расследований уже поспешило назвать имена некоторых исполнителей. Двое из этих людей – уроженцы Саудовской Аравии братья Бухари. Их имена установлены по уликам, обнаруженным в арендованном автомобиле, который был оставлен ими в городе Портланд. Таким образом, явно прослеживается "исламский след". Тем не менее, многие духовные лидеры мусульман категорически не согласны с утверждением, что за взрывами в Нью-Йорке и Вашингтоне могут стоять люди, исповедующие ислам. В "Заявлении Совета муфтиев России" относительно террористических актов в США в частности говорится: "Нас особо беспокоит, что экстремизм и терроризм пытается рядиться в религиозные одежды и зачастую использует исламскую символику для прикрытия своих античеловеческих и антирелигиозных целей". А муфтий Дагестана Ахмад Хаджи Абдулаев заявил следующее: "В обстановке подобной трагедии на не имеющей аналогов в истории катастрофе не преминули погреть руки нечистые на руку и просто безответственные журналисты и чиновники некоторых зарубежных государств. Из их уст в одночасье зазвучали сентенции, в которых основным виновником произошедшего выставляется "исламский" терроризм, экстремизм, фанатизм и т.д. Я думаю, нет необходимости в очередной раз убеждать всех в том, что терроризм никоим образом не может быть соотнесен с исламом, напротив, совершивший подобное ставит себя вне рамок самого понятия 'человек'".

Но никто не собирается утверждать, что ислам плох как религия. Или что понятия ислам и терроризм – близнецы-братья. Или что христианский экстремизм или, допустим, иудейский лучше мусульманского. Вспомним хотя бы костры инквизиции, расправы над язычниками и т.п. В конце концов, одним из первых в истории ярким проявлением терроризма было восстание зилотов против римской экспансии в Иудею. Это восстание проходило под знаменем именно религиозным – противостояния иудейского монотеизма римскому государственному язычеству. Вера в Единого Бога делала иудейских повстанцев не только не боящимися смерти, но и ищущими ее на поле боя.

Однако отрицать, что исламский терроризм имеет давние традиции, по крайней мере наивно. В свое время от ислама отпочковались многочисленные секты и течения, в том числе самые жестокие и непримиримые. Специфика ислама, как пишут специалисты, заключается в том, что разработка и истолкование догматов веры принадлежали не государственным или религиозным учреждениям, а частным лицам, богословам, авторитет которых основывался исключительно на их познаниях в области религиозных наук. Ислам, в отличие от христианства, не признает посредничество между Богом и верующими. Отсутствие абсолютных критериев в определении "правоверия" и "ереси" было обусловлено также противоречивостью Корана и сунны (источников исламского вероучения), которые допускали большое разнообразие точек зрения, что, в свою очередь, порождало разномыслие в умах мусульман. В VIII веке, когда от ислама начали отделяться различные секты, в первую очередь шиитские, устанавливается представление о "правоверии" и "ереси". Как говорят историки, ярость, с которой секты ислама оспаривали друг у друга управление совестью, вряд ли имеет себе равную в истории религии. Кто-то сказал: опасность не в Коране, а в тех, кто его толкует. Так оно и есть.

Именно в исламе впервые было сформулировано понятие "шахид". Вот как определяет это понятие "Исламский энциклопедический словарь": "Шахид – пожертвовавший собой за веру, погибший мученической смертью. Шахид утверждает свою веру смертью в войне против неверных, ему гарантирован рай. Прославление гибели за веру, приближение к Богу вызывает стремление удостоиться этой чести...". А от одной из исламских сект – ассасинов – произошло и слово "ассасин", которое во многих языках мира является синонимом слова "убийца". Ассасины также жертвовали своей жизнью, не задумываясь.

Вообще, об ассасинах следует рассказать отдельно. Ассасины – от арабского "хашишиюн" – "курящие гашиш" – обожествляли своего имама Хасана ибн Шаббата (в другой транскрипции – Хассан Сабах), известного также под именем "Старца" или "Владыки Горы", и беспрекословно ему повиновались. Человека, которого Шаббат выбирал для исполнения опасного задания, например, устранения неугодного, одурманивали наркотиками и вином, относили в долину, где был разбит роскошный сад, с павильонами, в которых жили самые красивые женщины. Когда человек настолько приходил в себя, что мог оценить место и насладиться женщинами, он проводил все время в любовных утехах. Причем его уверяли, что он попал в рай. Прежде чем он утомлялся, его снова поили до потери сознания и относили домой. Шаббат говорил ему, что еще раз позволит насладиться раем, если тот исполнит его приказание. Члены секты настолько были преданы своему владыке, что по одному приказу без раздумий лишали себя жизни. Повиновение не прекратилось и после смерти Хасана. Однажды Генрих, граф Шампанский, должен был проезжать близ территории ассасинов. Один из преемников Хасана пригласил его в крепость. Когда они осматривали башни, двое "верных" по знаку хозяина закололи себя кинжалом в сердце. Хозяин хладнокровно сказал графу: "Скажите слово, и по моему знаку все они таким образом падут наземь". Кстати, услугами ассасинов как наемных убийц пользовались и христианские государи, в их числе Ричард Львиное Сердце и племянник Барбароссы, Фридрих II.

Но вернемся к современному терроризму и шахидизму, определение которого было дано выше. Независимый исламский журналист Орхан Карабааги пишет, что второе рождение шахидизм получил в 60-х и 90-х годах XX века. И связано это с возникновением ряда шиитских террористических организаций, сопротивляющихся сионизации Ближнего Востока. "В шиитском исламском пространстве, – поясняет Карабааги, – традиция шахидизма особенно сильна, что связано с постоянным воспоминанием о гибели внука пророка Мухаммеда, особо почитаемого имама аль-Хусейна – "шаха шахидов"...". В 1968 году бывший капитан сирийской армии Ахмад Джибрил организовал "Народный фронт освобождения Палестины". Джибрил особо настаивал на операциях с применением смертников, когда разрабатывал программу борьбы с израильским режимом.

В начале 80-х годов создается ливанская террористическая организация "Хезболла", основателем и идеологом которой был шейх Сейид Мухаммад Хусейн Фадлалла. "Хезболла" сразу же заявила о планах уничтожения государства Израиль путем священной войны – джихада. Джихад был объявлен также США и Франции, так как эти державы приняли вооруженное участие в оккупации Ливана. 23 октября 1983 года начиненный тротилом грузовик с водителем-смертником врезался в казарму морских пехотинцев США в Бейруте. При взрыве погибли 240 человек, огромное количество солдат были ранены. Месяцем позже подобная диверсия совершена против французской казармы – погибли около 60 солдат, и опять за рулем был смертник-шахид.

С конца 70-х годов существует и закрытая военно-террористическая организация "Исламский джихад", которую возглавил доктор Фатхи Шакаки. В 1994 году д-р Шакаки объявил о создании особого диверсионного отряда смертников из 70 человек. Активно использует смертников-камикадзе также организация "Хамас" и некоторые другие исламские террористические организации.

Вообще, по мнению Орхана Карабааги, в традиционном исламском пространстве нет дефицита в террористах-мучениках. Мусульмане Ирана, например, верят, что шахид попадает в рай, минуя испытания Страшного Суда.

Так что заявления, что терроризм никак не может быть "соотнесен с исламом", неверны. Очень даже может.

Читайте также

Выбор читателей