Интерпол: помощь придет

Сигнализации всех мастей, "противоугонки", маркировки – гарантируют сохранность автомобиля от "детворы", которая решила покататься, а серьезному грабителю прибавит работы лишь совокупность вышеперечисленных средств

"Водитель" и "страх" – эти слова почти синонимы. Большинство российских водителей постоянно дрожат от страха за свою драгоценную машину. Автомобиль могут ударить, поцарапать, обокрасть и, наконец, угнать. Последнее – вечный кошмар автомобилиста. Сколько вышибающих слезу историй об угонах каждый из нас слышал от друзей и знакомых! Один отлучился на две минуты от новенькой "девятки", запертой и поставленной на две (!) сигнализации, другой припарковался на полчаса у ГАИ... А машины увели прямо из-под носа.

Всем давно известно: если вашу машину начали "пасти" угонщики, спрятать или защитить ее невозможно никакими способами, кроме одного. Ваша драгоценная машина должна стать непривлекательной, то есть потерять "товарный вид". Способ этот не для слабонервных, ведь придется самому уродовать собственное авто, а на такое мало кто способен. Впрочем, автомобиль совершенно не обязательно должен быть новым. Угоняют машины и на запчасти.

Упаси Бог, я вас не пугаю, а предостерегаю. Ведь предупрежден – значит вооружен. И если вы не можете противостоять угонщику, то усложнить его жизнь – ваша святая обязанность. Сигнализации всех мастей и расценок, механические "противоугонки", маркировки – гарантируют сохранность автомобиля от "детворы", которая решила покататься, а серьезному грабителю прибавит работы лишь совокупность вышеперечисленных средств.

Все эти способы более или менее традиционны. К ним на смену постоянно приходят различные технические новинки, то есть спектр противоугонных "мер" постоянно обновляется. Пару лет назад широко рекламировалась противоугонная маркировка автомобилей. Но через некоторое время стало ясно, что она не являет собой альтернативу традиционным противоугонным устройствам. Основное отличие этих систем состоит в том, что действие противоугонного устройства заканчивается в тот момент, когда автомобиль все-таки был угнан. Действие противоугонной маркировки в этом случае только начинается. Только сочетание страховки, противоугонной сигнализации и противоугонной маркировки дает надежную гарантию сохранности автомобиля и его обнаружения в случае угона.

Как бы ни были хитры угонщики, автовладельцы год от года совершенствуются в искусстве оставлять их с носом. Но если беда уже случилась, то необходимо использовать все доступные методы для розыска похищенного автомобиля. Нельзя ограничиваться лишь заявлением в ГИБДД. Необходимо привлечь к поискам друзей, знакомых, общественность. Появилась в Москве даже такая услуга – розыск угнанных автомобилей. Ее предоставляют охранные агентства за сравнительно небольшое вознаграждение. А то доблестные "органы" так загружены более важными делами, что если вашу машину найдут, можете считать это девятым чудом света.

Хотя работают в ГИБДД, по информации Авто Информ, неплохо. Сотрудниками ГИБДД в нынешнем году задержано 53.268 транспортных средств, находящихся в розыске (на 8,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года), в том числе 21.680 (+11,2%) угнанных и похищенных. Обнаружено 24.317 (+2,5%) транспортных средств с измененной маркировкой, 3522 (–10,3%) регистрационных документов на транспортные средства с признаками подделки. Выявлено 15.467 (+22,4%) бесхозных транспортных средств. Стараются как могут.

Но все же не рекомендую особенно "раскатывать губы". Почему-то нигде не указывается, на сколько процентов транспортных средств было угнано больше, чем в аналогичный период прошлого года. Ну да не нам их судить. Каждый народ (а кто попробует возразить, что автомобилисты – не отдельная нация) имеет то правительство (а ГИБДД таковым для нас и является), которого достоин.

Другое дело наши сытые зарубежные соседи. Угнали у него автомобиль – не беда. Все проблемы решаются с помощью двух телефонных звонков. Первый – в страховую компанию, второй – в Интерпол. Все остальное – дело техники.

В базу Интерпола попадают автомашины, угнанные в одной из европейских стран и объявленные в международный розыск местной полицией. В случае угона автомобиля пострадавший владелец автотранспорта обращается в местную полицию, которая производит проверку обстоятельств угона автомобиля (возбуждает уголовное дело, допрашивает пострадавшего собственника и свидетелей угона, заносит сведения об автомобиле в базу данных об угнанных машинах). Затем сведения о похищенной машине передаются полицией в национальные базы данных стран-участников Интерпола (в т.ч. и в Россию). И тут начинается детективная история, в которой главное действующее лицо (автомашина) попадает в одну из слаборазвитых стран (к нам, конечно). Похищенный автотранспорт, попав на территорию РФ, проходит серию фиктивных перепродаж, а затем продается "конечному" покупателю – добросовестному приобретателю автотранспорта. Новый владелец счастлив, но он еще не знает, что это далеко не конец детективной истории.

Зачастую сведения о похищенной автомашине поступают в российскую базу данных с большим опозданием (иногда с многолетней задержкой), поэтому периодически выявляется автотранспорт, зарегистрированный в подразделениях ГИБДД еще до того момента, как российское бюро Интерпола направило в ГИЦ МВД информацию об их розыске.

А при покупке проверить автомобиль на угон (розыск), например, через Интернет по номеру кузова, двигателя или VIN нельзя. Эта информация предназначена только для служебного использования.

Итог печальный. Наш родной потенциальный автовладелец, которому надоело "гайки вертеть" в отечественных авто, очень хочет купить приличную иномарку. На новую, конечно, денег нет (откуда?!), а покупая подержанную – рискуешь, как при игре в рулетку. Дело в том, что экономить – любимое занятие россиянина. А как сэкономить на покупке автомобиля? Правильно, на оформлении, то есть купить машину по "генеральной доверенности". По доверенностям ездят около 40% водителей. Но зачастую генеральная доверенность (с правом распоряжения) является прикрытием от уплаты налогов и сборов при фактической купле-продаже автомобиля. Надеясь таким образом сэкономить, некоторые люди становятся жертвами мошенников: одни не получают полную стоимость автомобиля, другие узнают в МРЭО, что автомобиль не зарегистрирован, значится в розыске или изменены номера его агрегатов. И не на кого пенять, кроме себя. Тупик.

Впрочем, есть интересный опыт у украинских товарищей. Раньше автомобиль, заявленный в розыск Интерполом, годами стоял на штрафплощадке, а человек, купивший его у аферистов, не мог им пользоваться. Теперь же в аналогичных случаях подразделение ГАИ выдает владельцу временный регистрационный талон сроком на 1 год, а в графу "Особые отметки" вносится запись: "Разыскивается Интерполом. Снятие с учета запрещено до окончания проверки". Если зарубежный владелец решит вопрос о возврате автомобиля через соответствующие инстанции, машину ему возвратят. А если в течение года хозяин не объявится, украинский владелец сможет получить постоянное свидетельство о регистрации, правда, с отметкой о розыске автомобиля Интерполом. Не правда ли, просто, как апельсин.

А вот Белоруссия в заботе о своих гражданах пошла еще дальше. Сегодня она является местом сбыта или переправки в Россию, Украину, реже – в республики Закавказья "паленых" автомобилей, похищенных на Западе, и трудно представить, что украденный там автомобиль кто-то поедет продавать на Запад. Тем не менее, такая мысль пришла в головы государственным мужам, и с 2000 года Национальное центральное бюро Интерпола Белоруссии приступает к ежемесячной загрузке национальной базы данных (БД) похищенного транспорта на основании данных МВД РБ в БД генерального секретариата Интерпола. В генеральный секретариат от них будут поступать два файла: один – с похищенным в республике транспортом, другой – с обнаруженным и снятым с учета похищенным транспортом.

Теперь все страны Европы – члены Интерпола при проверке транспорта по БД будут одновременно осуществлять проверку и по национальной БД похищенного транспорта. При обнаружении похищенного в Белоруссии автомобиля НЦБ Интерпола автоматически получает уведомление о том, что указанный автомобиль обнаружен в такой-то стране. После этого НЦБ Интерпола республики получит полную информацию от НЦБ Интерпола страны, проводившей проверку, и передаст ее в ОВД РБ – инициатору розыска.

Вот любопытно было бы узнать, много ли машин уже нашли таким способом.

Выбор читателей