Тарифы разморозятся к зиме

После решения создавать единый тарифный орган на базе ФЭК и введения моратория на рост тарифов до конца года наступило затишье. Но вряд ли оно продлится до конца года

Даже самым выносливым борцам необходима передышка. После ожесточенных споров: о реформировании естественных монополий, о базе создаваемого единого тарифного органа, о принципах тарифного регулирования на переходный период и проч. – наступило затишье. Вряд ли оно продлится до конца года: ведь уже с 1 января 2002 г. естественные монополии вправе претендовать на повышение своих тарифов. Решение об изменении тарифов, согласно законодательству, необходимо принимать не позже чем за 10 дней. Прибавьте сюда процедуру самого рассмотрения, длящуюся не менее двух недель, – получается, что новые споры могут вспыхнуть уже в декабре.

А в том, что монополиям захочется поднять тарифы как можно быстрее, сомнений нет. Будем откровенны: решение правительства заморозить тарифы было не чем иным, как попыткой "сохранить лицо" перед президентом. Инфляция угрожающе ползла вверх, побивая все расчеты, заложенные в бюджет, и глава государства прямо назвал основным виновником безобразия рост тарифов естественных монополий. Практически мораторий полезен лишь для того, чтобы в конце года отрапортовать о соблюдении контрольных цифр бюджета-2000, дабы голосистая Дума не обвинила правительство в некомпетентности. На месте остались и объективные причины, и аппетиты монополий, и сложность установления их реальных потребностей – все, что, собственно говоря, и привело к идее создания единого тарифного органа.

Разумность этой идеи невозможно оспорить. Ситуация, когда железнодорожники требуют повышения тарифов, ссылаясь на рост тарифов энергетиков, а те, в свою очередь, настаивают на новом повышении своих тарифов, кивая на железнодорожников, и так далее, снова и снова, набила оскомину не только потребителям, но и правительству. Главное, в связи с непрозрачностью деятельности естественных монополий весьма трудно разобраться, на что пойдут дополнительные доходы: на замену изношенного оборудования, зарплату работникам (которая тоже не должна выходить за разумные границы) или на новые офисы и собственные телеканалы. Сосредоточение регулирования всех тарифов в едином органе позволяет отрегулировать тарифы монополий относительно друг друга. Прозрачности ЕТО не добавит, но, сдается, по замыслу его создателей, при решении об учете роста тарифов той или иной монополии в тарифах другой, обе они с большим удовольствием "настучат" друг на друга. Ведь одно дело, когда каждый печет свой каравай, и совсем другое – когда один каравай делят на всех.

Отсюда следует резонное предположение о том, что правительством изначально будет задаваться какая-то контрольная цифра общего повышения тарифов естественных монополий в течение года, которая уже в недрах ЕТО будет распределяться между жаждущими. Косвенным признаком того, что подобный подход вполне реален, являются разработки МЭРТ о допустимых величинах роста тарифов естественных монополий в 2002 году. Согласно МЭРТ, РАО ЕЭС не должно повышать тарифы более чем на 32%, "Газпром" – на 20%, а МПС – на 18%; при этом инфляция следующего года составит 10-13%. Правда, неизвестно, входит ли в эти цифры "отложенный спрос", возникший из-за полугодового моратория, но цифры все равно жесткие.

Например, Чубайс считает, что энерготарифы должны в ближайшем будущем вырасти в три раза, Аксененко после перевода экспортных перевозок на обычный тариф заявлял, что уже этой осенью необходимо повысить тарифы на железнодорожные перевозки на те же 18%. А "Газпром" подал заявку на повышение внутренних цен на газ на 20-25%; правда, ФЭК, на базе которого и создается ЕТО, подготовила материалы для повышения лишь на 15-18%.

Кстати, "Газпром" вовсе не нарушает мораторий – он пользуется имеющейся оговоркой о том, что правительство может разрешить повышение в исключительных случаях. Недаром известный экономист, экс-министр финансов и вице-премьер, а ныне – вице-президент "Русского алюминия" Александр Лившиц в одном из своих интервью сказал: "В России есть традиция: если в глухом заборе сделать калитку, то через день на месте калитки будут ворота, а еще через день снесут забор целиком. Главное, чтобы сначала была калитка". Как видим, первым в калитку пытается войти "Газпром".

И это еще раз возвращает к основному вопросу: насколько далеко будут простираться властные возможности нового тарифного органа? За время своего существования особыми успехами в противостоянии излишним запросам монополистов ФЭК замечена не была. Более того: региональные подразделения чаще проявляли гибкость, чем независимость, стараясь не задеть интересы того, кто в данном регионе сильнее. Сможет ли новый орган и преобразованные РЭКи, переходящие в подчинение Центру, отстаивать интересы общества? Именно общества, потому что ни интересы монополий, ни интересы их потребителей, по большому счету, не отражают полностью общественных потребностей, удовлетворять которые они и призваны.

В настоящее время ведется много дискуссий о том, кто реально и номинально возглавит ЕТО. Фигура Кутового устраивает многих, но его конфликт с Чубайсом вряд ли пойдет на пользу объективности. А основополагающее требование объективности и, как модно нынче выражаться, равноудаленности главы ЕТО от всех субъектов естественно-монопольной сферы и их потребителей позволяет выдвигать версии о более высоком статусе руководства.

Здесь уместны и предположения о прямом подчинении ЕТО правительству или даже президенту и наделение его главы статусом вице-премьера. Компромиссным решением станет плотное кураторство премьера или одного из его заместителей (возможно, курирующего сейчас естественные монополии Христенко), более похожее на непосредственное руководство: например, сохранение существующего порядка тарифного регулирования железнодорожного транспорта, когда регулирующий орган и сама монополия проводят предварительный и завершающий этапы, а принципиальное решение принимает правительственная комиссия. Подобная процедура тяжеловесна, не слишком поворотлива и отвлекает правительство от решения более глобальных задач, но до момента окончания реструктуризации естественных монополий (реально это не менее 10 лет) подобный компромисс устроил бы многих.

Пока вопросов больше, чем ответов. Но чем ближе конец года, тем больше будут проявляться противоречия и проблемы, не снятые созданием нового тарифного органа. В конце концов, математики говорят, что структура всегда обладает большими возможностями, чем сумма всех ее элементов. Создание работоспособной и эффективной структуры тарифного регулирования естественных монополий явно не закончено. А времени для этого осталось совсем чуть-чуть.

Выбор читателей