Спайк Ли против Уэса Крэйвена

Инцест, серийные убийцы, бездомные бродяги, каннибализм примерно в равной доле перемешаны с черным юмором. Очередной обзор новинок лицензионного видео

"Блюз о лучшей жизни" (Mo’ Better Blues)
США, 1990, 125 мин.
Режиссер: Спайк Ли
В ролях: Дэнзел Вашингтон, Уэсли Снайпс, Джанкарло Эспозито, Сэмюэл Джексон, Спайк Ли

Блик (Дэнзел Вашингтон) – трубач. У него своя блюз-банда, играющая в модном нью-йоркском клубе. Хотя музыка – главная любовь Блика, простые земные радости ему также не чужды. Он одновременно встречается с двумя девушками, Индиго и Кларк, проявляя при этом изобретательность на уровне Бузыкина из "Осеннего марафона". Но, кроме неразборчивости в личной жизни, Блик – само совершенство. Не пьет, не курит, не нюхает и не колется. Очень нетипичный музыкант. Его собственная правильность сопровождается излишней требовательностью к окружающим, что в результате приводит к распаду группы.

Возможно, я предвзят. Ну вот не люблю Спайка Ли, и все тут. И Дэнзела Вашингтона тоже не очень. А так фильм не лучше и не хуже остальных творений Великого Борца за Равноправие (как он его понимает) Черных. Это его раннее творение, снятое "в лучших традициях" и вызывающее в памяти "Нью-Йорк, Нью-Йорк" Скорцезе. И Вашингтон тогда еще не стал суперзвездой. Поэтому играет хорошо. Даже очень. У него еще нет в глазах намертво въевшегося патриотизма, и рука не дергается к виску отдать честь.

Сам Спайк играет менеджера группы, "Верзилу". Его герой суетится, всем мешает, все про.....т, азартно делает ставки на результаты бейсбольных матчей и всегда проигрывает. Прибавьте маленький рост, субтильное телосложение и очки на носу – получите черного Вуди Аллена. Фотографический негатив.

И режиссура стильная, и музыка замечательная, и актеры хорошие, а "не цепляет". Но это, повторюсь, субъективно.


"Змей и радуга" (The Serpent And the Rainbow)
США, 1988, 98 мин.
Режиссер: Уэс Крейвен
В ролях: Билл Пуллман, Кэти Тайсон, Пол Уинфилд, Брент Дженнингс

Одна большая медицинская корпорация обратила внимание на маленький остров Гаити. Даже не на весь остров, а только на его обитателей. Даже не на всех, а только на шаманов. Короче, бизнесменов от науки сильно заинтересовал процесс зомбификации. Это ж как круто! Идеальный анестетик! Превратить человека в зомби, вырезать ему аппендицит или грыжу и снова оживить. Новокаин, ультракаин и кокаин отдыхают. На Гаити отправляется молодой ученый (Билл Пуллман).

На острове он сталкивается со всеми прелестями режима Дока Дюавлье: тон-тон макаутами, бароном Субботой, кровавыми ритуалами культа Вуду. На улицах городов каждый день праздник. На кладбищах каждую ночь толпы людей и стук лопат – то вудуистские жрецы откапывают зомби. Продираясь через преграды, проявляя чудеса храбрости и смекалки, Билл достигает цели в виде пузырька с магическим зельем. Но зловещее колдовство и его главный носитель – глава местной секретной полиции, не выпускают Билла из цепких лап, насылая на него кошмары столь ужасные, что от них бы и Фредди Крюгер поседел раньше времени, если б не был лысым. Биллу приходится вернуться на Гаити и вступить с врагами в неравную схватку.

Режиссер Уэс Крейвен уже был известен к моменту выхода этого фильма своим классическим "Кошмаром на улице вязов". Но "Змей и радуга" скорее не ужастик, а мистика с элементами "Индианы Джонса". Не очень завлекательно, зато познавательно. Особенно показателен в деталях описанный процесс превращения человека в зомби, оставляющий ощущение документальной съемки.


"Люди под лестницей" (The People Under the Stairs)
США, 1992, 102 мин.
Режиссер: Уэс Крейвен
В ролях: Брэндон Адамс, Эверетт Макджилл, Уенди Роби, Винг Реймс, Билл Коббс

"Люди под лестницей" – странный ералаш из "Острова каннибалов", "Резни бензопилой в Техасе" и "Ночи живых мертвецов".

Молодой черный паренек (Брэндон Адамс) помогает паре домушников проникнуть в жилище пары загадочных богатеев, владельцев доходных домов. Попав внутрь, незадачливые преступники понимают, что это была самая легкая часть – выбраться наружу во много раз тяжелее. Ибо загадочная пара – полные психи и каннибалы. На протяжении многих лет они похищали детей. Если те вели себя плохо (а с точки зрения психов, все дети ведут себя плохо), их запирали в подвале. Навсегда. К настоящему моменту там скопилось полтора десятка бывших детей. Они не умеют говорить, кормятся человечиной (зашедшими на огонек почтальонами, разносчиками пиццы, торговцами и пр.), а внешне напоминают поклонников то ли Мэрилина Мэнсона, то ли группы CURE.

Адамс знакомится с последней "удочеренной" девушкой Элис и парнем по кличке "Роач", который живет в системе вентиляции. Втроем они выходят на бой со Злом.

Инцест, серийные убийцы, бездомные бродяги, каннибализм примерно в равной доле перемешаны с черным юмором. На мой скромный взгляд, сочетание хотя и безбашенное, но очень удачное, использованное позже на всю катушку в трилогии "Крик".


"Настоящие короли комедии" (The Original Kings of Comedy)
США, 2000, 115 мин.
Режиссер: Спайк Ли
В ролях: Стив Харви, Ди Эл Хьюли, Седрик-Развлекатель, Берни Мэк

"Короли" – просто документальный фильм о всеамериканском турне четверых чернокожих комиков. Мастеров разговорного жанра. Это самый доходный тур в истории США. И, вроде, самый долгий. Он начался в 97-м, длится до сих пор и собрал более 50-ти миллионов денег. Спайк Ли представляет, естественно, не весь тур (иначе это был бы многосерийный фильм), а отрывки из двух концертов, прошедших 26 и 27 февраля 2000 года.

Юмор очень специфичный. Сплошная матерщина. Через слово звучат fuck, shit, asshole, motherfucker и т.п. В избытке шуточки на расовую тематику (про тупость белых). Что понятно, поскольку аудитория концертов на 95% черная. Находясь вне контекста, трудно оценить искрометность шуток и реприз. Судя по рецензиям, белые американцы тоже не понимают большую часть юмора. Еще прибавьте перевод на русский, сглаживающий все острые углы и ненормативную лексику. В остатке – наблюдение за зрителями. Радость за них, проводящих время так здорово и весело.

Полностью понимаешь, почему столь большим успехом в Америке пользуются гастрольные концерты Жванецкого или Хазанова. Не пойдет же бывший наш народ на местных юмористов, после которых "Аншлаг" или "Смехопанорама" покажутся верхом остроумия и хорошего вкуса.

Видеокассеты предоставлены компанией "Премьер Видео".

Выбор читателей