"ВТЦ таранили у меня на глазах"

Некоторые американцы полагают, что Джордж Буш несет ответственность за теракт в Манхеттене, и он должен уйти в отставку

Николаю Жданову-Луценко повезло
Генеральный секретарь российской Лиги за свободу и демократию Николай Жданов-Луценко прилетел в Нью-Йорк на 54 конференцию неправительственных организаций ООН. В день трагедии он был на Манхэттене и видел, как все только начиналось. 11 сентября связь с ним прервалась, и до недавних пор он числился пропавшим без вести. О своих впечатлениях Николай Иванович любезно согласился рассказать "Yтру".

"То, что произошло, было в тысячу раз хуже, чем фильм Андрея Тарковского "Зона". Сами американцы называли эту трагедию вторым Перл Харбором и второй Хиросимой. Манхеттен выглядел, как район боевых действий: все разрушено, все в огне, все в пепле. 11 сентября был очень чистый солнечный день. Я направлялся в сторону ВТЦ и увидел, как повалил черный дым из одной из башен. Все побежали туда. Никто не понял вначале, что случилось. Ну, пожар, ну, проводку замкнуло, мало ли что.

Второй самолет влетел в здание у меня на глазах. Это было ужасно. Посыпалось стекло, люди стали прятаться, поднялась первая волна паники. Женщины бежали и теряли туфельки, и продавцы давали им обувь бесплатно. Надо было видеть, как люди помогают друг другу. Притом что раньше в Нью-Йорке, как говорят сами американцы, каждый готов был перегрызть друг другу глотку.

Было море огня от взрыва топливных баков самолетов, но никто не предполагал, что ВТЦ рухнет. Люди стояли и смотрели на происходящее, как на кино. Все понимали, что это трагедия, но никто не представлял себе, что она будет таких масштабов. Я бы тоже там остался, но мне надо было ехать на встречу. Вошел в метро, и через 5 минут башни рухнули. На меня смотрели потом, как на вернувшегося с того света, когда я говорил, что был там и успел уехать раньше, чем ВТЦ упал.

Вначале американцы были в оцепенении, полной растерянности, после чего наступил страх. Стали раздаваться звонки о том, что здания заминированы, людей выгоняли на улицу. Нас выгоняли из гостиницы на улицу, так как ожидали, что будет налет на ООН. Подъезды перегородили автобусами, потом подогнали грузовики с песком. Мне приходилось слышать самые невероятные истории от людей, с кем удалось пообщаться. О том, как кто-то на 20 минут на работу опоздал в ВТЦ, и это спасло ему жизнь. О том, что кто-то был на 80 этаже одной из башен, и остался жив, когда они начали складываться. Я не знаю, правда это или нет, но мне это рассказывали.

В Америке властвует культ силы. И американская психология - в случае опасности сразу хвататься за пистолет. Даже если на них не нападают, то они хотят дать по морде. Это можно было понять по действиям в Сербии. Лучше всех себя вел мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. Он был собран, хорошо информирован, везде успевал, успевал утешать, говорил без риторики, без трескотни. Джордж Буш проигрывал ему, действовал достаточно неадекватно. Но когда президент начал потрясать кулаками и говорить, что они их везде достанут, выкурят из нор, его популярность подскочила до небывалых высот. Хотя некоторые американцы считают, что ему надо уйти. То, что случилось - это провал ЦРУ и ФБР, провал всей разведки, которая умудрилась проморгать такую масштабную хорошо спланированную акцию. Военные вели себя не так, как было нужно, и ничего не предпринимали. Самолет на Пентагон упал через час после Нью-Йорка, можно было при желании перехватить и второй самолет в Нью-Йорке, ведь взрывы произошли с интервалом в 18 минут.

Я не знал, что меня разыскивают. У меня и в мыслях не было кому-то звонить и выяснять что-то о себе. Я был настолько занят тем, что там происходит. В самом начале позвонил своему приятелю, сказал, что у меня все нормально, а потом связь прервалась. И только когда я в пятницу добрался до своих американских знакомых, по их реакции понял, что меня потеряли".

Выбор читателей