Связисты объединяются лучше пролетариев

Конкуренция между проводной и сотовой связью остается. На стороне сотовых операторов – мобильность, на стороне оптово-волоконных проводов – большие возможности

Реорганизация "Связьинвеста" стала делом почти решенным. Пойдет она по пути укрупнения "дочек": вместо региональных АО "Электросвязь" будут созданы семь компаний, по числу федеральных округов. Нынешние АО потеряют свою самостоятельность и станут региональными подразделениями окружных компаний. В "Связьинвесте" полагают, что такая реорганизация в несколько раз повысит капитализацию холдинга и инвестиционную привлекательность компаний.

Такого же мнения придерживается и Минсвязи, чья Концепция развития связи в России находится на рассмотрении правительством. Перед самым предоставлением в правительство в Концепции появился отдельный раздел, посвященный реорганизации "Связьинвеста". Позиция Минсвязи вообще ни для кого не секрет: здесь последовательно выступают за укрупнение всех операторов связи, как традиционных, так и сотовых.

Против предполагаемой реорганизации выступают местные администрации: с уходом властных структур "Связьинвеста" из регионального подчинения на местах лишатся как налоговых отчислений, так и немалого влияния.

Весьма осторожно относятся к планам "Связьинвеста" антимонопольные органы: усиливается монополизация данного рынка, значит, у новых компаний увеличиваются и возможности злоупотреблять доминирующим положением. Сегодня нередки конфликты региональных "Электросвязей" и оставшихся вне зоны влияния "Связьинвеста" независимых операторов. Таких немного, и в основном это городские телефонные компании. К примеру, не так давно МАП России пришлось разбирать спор между ОАО "Электросвязь" Костромской области и Костромской городской телефонной сетью (КГТС) относительно взаиморасчетов по междугородним соединениям. В случае укрупнения региональных операторов "Связьинвеста" спорить с ними городским компаниям будет тяжелее. Кроме того, практически все операторы, оказывающие услуги традиционной местной связи, предоставляют и другие, коммерческие услуги, являющиеся конкурентными. Антимонопольщики опасаются, что появление на рынке более мощных игроков может отрицательно сказаться на конкуренции в этой области.

Что касается цен на услуги новых операторов, то здесь положение двойственное. С одной стороны, укрупнение операторов означает снижение издержек, а следовательно, и себестоимости услуг. С другой – слишком известна любовь монополий к сверхприбылям. То, что тарифы на традиционные телефонные услуги регулируются государством, конечно, сдерживает монополистов, но не секрет, что излишки легко спрятать в расходы на действительно необходимую модернизацию оборудования и на расширение сетей. В то же время здесь есть и другой ограничитель: тарифная политика большинства сотовых операторов связи направлена на снижение стоимости услуг до конкурентных с услугами традиционных операторов.

На рынке сотовой связи, в свою очередь, тенденции укрупнения также одерживают верх. Практически все сотовые операторы отмечают падение темпов прироста новых абонентов. На сегодня в крупных городах выбрана почти вся ниша потенциальных покупателей и рост идет, в основном, за счет "дешевых" молодых абонентов. Крупнейшие сотовые операторы России уже нацелились на наиболее привлекательные для них регионы. Региональные операторы оценивают свои перспективы грустно. "Покрутимся еще несколько лет – и всё", – говорит один из них. Слишком мало абонентов, слишком высока поэтому стоимость услуг. Крупные федеральные компании могут позволить себе привлечь абонентов более низкими тарифами и более качественными услугами. В лучшем случае, региональные операторы будут куплены столичными "варягами", в худшем – просто исчезнут.

Но и самим монстрам сотовой сети тесно в нынешних рамках. Эпопея с созданием еще одного игрока – компании "Соник Дуо" показала, что, даже заручившись поддержкой высоких должностных лиц в Минсвязи, невозможно решить все проблемы. Так и не найдено достаточное количество частот для работы нового оператора, а исследования маркетологов показывают, что целевая ниша потребителей практически выбрана уже имеющимися операторами. Насколько велики должны быть ресурсы новой компании для того, чтобы отбить демпинговыми ценами и качественным сервисом абонентов у других сетей, не смог сказать ни один из опрошенных экспертов. При этом результат отнюдь не гарантирован: потребитель, в силу известной инерции, может не захотеть менять привычного оператора на нового, пусть более дешевого и обещающего невиданный сервис.

Поэтому отнюдь не невероятными кажутся слухи о переговорах крупнейших операторов сотовой связи. Пока, по полученным сведениям, речь идет лишь о совместном использовании оборудования: построить общие станции гораздо дешевле, чем развивать собственную автономную сеть. Но уже сейчас ведутся разговоры о создании ассоциации. Следующий шаг – слияние – просматривается слишком очевидно.

К объединению операторов подталкивает и появление стандартов сотовой связи третьего поколения. Быстрое переоборудование имеющихся мощностей (а по сути – это полная смена основного оборудования) сегодня не под силу ни одному из имеющихся на рынке операторов, еще не окупивших первоначальные затраты. Между тем практика технического прогресса показывает, что первоначальный разрыв между технологически передовыми странами и остальными стремительно сокращается во времени. И если разрыв между появлением сотовых телефонов на улицах западных стран и России составлял несколько лет, то известие о начале тестирования в Японии стандарта CDMA третьего поколения заставило российских операторов задуматься о модернизации уже в ближайшем будущем.

Эксперты рисуют приблизительно такую картину скорого будущего рынка связи. В области проводной связи независимость удастся сохранить тем компаниям, которые будут предоставлять либо услуги технически более совершенные (в первую очередь, это волоконно-оптические линии), либо действовать в малонаселенных и отдаленных местах, непривлекательных для "Связьинвеста". На рынке сотовой связи останутся 2-3 крупных федеральных оператора, поглотивших или вытеснивших региональных операторов. Впрочем, возможно, в наименее привлекательных регионах либо в регионах, ведущих довольно независимую от центра политику (например, в Татарстане), при поддержке местной власти и удастся сохранить собственные региональные компании.

Противодействовать этой тенденции глупо, считают эксперты, такие процессы идут во всем мире, и Россия должна быть готова к глобальной конкуренции с мощными западными операторами. Но необходимо быть готовыми к более жесткому отслеживанию монопольных тенденций и предотвращению злоупотреблений на этой почве.

В первую очередь, это предотвращение ухода операторов с малоперспективных рынков. Необходим механизм стимуляции, или даже принуждения крупных операторов, поглощающих региональные компании, сохранять и развивать сети в малопривлекательных с точки зрения доходности территориях.

Не менее важная проблема – недопущение установления необоснованных тарифов, как заниженных, так и завышенных. Первые бьют по конкурентам, вторые – по потребителю. Причем, как показывает практика, установившие демпинговые цены рано или поздно отыграются на тех же потребителях, покрывая расходы на конкурентную борьбу за их счет. Правда, в случае с данным рынком конкуренция между проводной и сотовой связью все равно остается. На стороне сотовых операторов – мобильность, на стороне оптово-волоконных проводов – большие возможности. Учитывая, что большинству пользователей хочется и того, и другого ("и можно без хлеба"), основным фактором конкурентной борьбы все равно станет ценовой.

В целом, несмотря на бурно протекающие процессы, наблюдатели оценивают ситуацию в области связи как нормальную. "Конечно, для кого-то из операторов могут наступить плохие времена, но без концентрации российским связистам все равно не обойтись, это логика развития рынка", – говорит один из них. Знали бы создатели лозунга "Пролетарии всех стран, объединяйтесь!", каким стимулом подкрепить свой призыв, – имели бы мы мировую революцию вместо анекдотов.

Выбор читателей