Памяти Давида Кипиани

В понедельник смерть продолжила свою черную жатву на мировых футбольных полях. Трагически погиб легендарный Давид Кипиани, гордость и краса грузинского футбола

Кипиани уже давно был олицетворением футбола Грузии. Именно с его именем связывались наиболее громкие успехи грузинского футбола: выигрыш чемпионата и Кубка СССР, победа в Кубке кубков. Таких как он, технарей и умниц, болельщики боготворят всегда и везде. Москвичи ходили "на Черенкова", киевляне – "на Заварова", в Тбилиси же просто молились на Кипиани. Футбол для Грузии – это больше чем спорт, там к нему относятся примерно так же, как и в Бразилии. Грузинскому болельщику мало видеть победу своей команды – она должна быть непременно красивой. "Динамо" Тбилиси с Кипиани – игроком и тренером – умело побеждать красиво.

Он пришел в тбилисское "Динамо" семнадцатилетним, и поначалу большого игрока в нем там не разглядели. Пришлось будущей "звезде" отправиться в другую тбилисскую команду, "Локомотив". Впрочем, уже через год Кипиани вернулся в "Динамо", которое уже не покидал до конца своей карьеры игрока. Скоро, очень скоро он стал одним из ключевых игроков своей команды. Тбилисское "Динамо" семидесятых – это целое явление в советском футболе. Нодару Ахалкаци удалось собрать потрясающий ансамбль футболистов примерно одного возраста: Габелия, Сванадзе, Шенгелия, Гуцаев, Дараселия... Но Давид Кипиани выделялся даже на этом звездном фоне. Тонкий и умный, умеющий элегантными финтами раскидать несколько соперников, а потом выдать выверенный до миллиметрика пас на ногу партнеру – таким он запомнился болельщикам. Тбилисский семидесятипятитысячник восхищенно прицокивал языком: "Ай Дато, ай бичо!". И срывались с голов болельщиков огромные кепки-аэродромы, и взлетали победно в воздух.

Настоящий интеллигент на футбольном поле, Кипиани (редкое для футболиста качество!) оставался им и вне его. До сих пор помню заголовок в одной из советских газет того времени: "Кипиани читает Шекспира в подлиннике". И пусть упоминание Шекспира выглядит некоторым преувеличением, но английским Кипиани владел действительно здорово, а его эрудиции не уставали поражаться партнеры и журналисты.

Он был, безусловно, ключевым игроком своей команды, ее мозгом. С такими игроками обычно не церемонятся. На протяжении всей футбольной карьеры Кипиани преследовали травмы, в семидесятые вообще "джентльменство" было не в чести: в одно время с Кипиани частенько оказывался в лазарете умнейший киевский диспетчер Леонид Буряк. Опекуны Кипиани уважали, но, повинуясь хладнокровному цинизму тренерской установки, калечили его нещадно. А потом, после игр, приходили в тбилисскую раздевалку извиняться. Его действительно уважали – эстет и артист на поле, он, в отличие от многих закавказских игроков, никогда не симулировал, и если уж оказывался на газоне, то это означало, что ему и вправду нестерпимо больно.

Восемьдесят первый год был триумфальным для советского футбола: сборная, великолепно пройдя отборочный цикл, пробилась на чемпионат мира в Испании, а тбилисское "Динамо" выиграло Кубок кубков. Тот финал с "Карл Цейссом" многие грузинские болельщики и по сей день помнят буквально поминутно. К Кипиани, главному организатору атак "Динамо", тренер приставил персонального опекуна, Краузе, который до этого успешно противостоял именитому аргентинцу Кемпесу из "Валенсии". Тот решал задачу Дато очень просто: всякий раз, когда Кипиани получал мяч, Краузе попросту бил его по ногам. Потом, правда, подходил, протягивал руку, извинялся... Однако задача сдерживания Кипиани оказалась непосильной – тот раз за разом остроумными и точными передачами находил партнеров. За три минуты до конца матча счет оставался ничейным – 1:1. И тут Кипиани, освободившись от назойливой опеки, неожиданной диагональю отправляет мяч на угол штрафной Виталию Дараселия. Тот, раскидывая соперников зигзагом резких финтов, устремляется к воротам, а затем бьет мимо вратаря Грапентина. Классный гол, и обезумевшие от радости тбилисцы устремляются куда-то к боковой кромке поля. Есть победа! Через полтора года в автокатастрофе погибнет Виталий Дараселия, через двадцать – Давид Кипиани...

Являясь ключевым игроком "Динамо", Кипиани регулярно играл и за сборную СССР, приглашался даже в состав сборной Мира на матч со сборной Чехословакии. Чемпионат мира-82 мог стать чемпионатом Кипиани, и он по праву рассчитывал на место в стартовом составе сборной СССР. Однако очередной костолом, испанец Анхел из "Реала", сломав ему ногу, поставил крест на надеждах Кипиани. Впрочем, к лету 82-го он сумел полностью отправиться от последствий травмы, но тренировавший сборную Константин Бесков весьма осторожно относился к испанским перспективам Кипиани. Сначала он не выпустил грузинского хавбека на поле в товарищеской игре с чемпионами мира аргентинцами, а затем и вовсе исключил его из расширенного списка кандидатов в сборную. Гордый, как и все выходцы из Сванетии, Кипиани заявил о своем решении завершить футбольную карьеру.

Его уход из клуба в неполные 30 лет опечалил всех любителей футбола в СССР. Независимо от клубных пристрастий, Кипиани любили везде.

Нет, окончательно он из футбола не ушел. Стал тренером, успел поработать с тбилисским "Динамо", еще до его выхода из чемпионата Союза. Затем куда-то пропал: поговаривали, что Кипиани занимается бизнесом где-то за рубежом. На самом деле он тренировал кипрский "Олимпиакос". В 1995 году Дато (теперь Давид Давыдович) вернулся в Грузию, где принял родное тбилисское "Динамо", а затем и сборную. На Кубке Содружества 1995 года московские болельщики после долгого перерыва вновь увидели Кипиани. Он сильно изменился: погрузнел, куда-то исчезли его знаменитые усы. Запомнились и его интервью: негромкий, немного усталый голос, чуть замедленная речь. Впрочем, в 1998 году москвичи могли видеть Кипиани гораздо чаще: ведь тот тренировал ярославский "Шинник", с которым частенько наведывался в Москву на календарные матчи чемпионата страны.

Вернувшись на родину, Кипиани вновь работал со сборной Грузии, которая нечасто радовала результатами своего именитого наставника. Возможно, именно неудачи сборной и подкосили его здоровье. В бытность свою игроком, Кипиани не составляло труда, ловко маневрируя, проскочить мимо сразу нескольких соперников, и то одинокое дерево на обочине шоссе Тбилиси – Кутаиси он бы тоже, конечно, обогнул, если бы не подвело сердце... Потеря Кипиани – это горе не только для всего грузинского футбола, эта потеря для футбола мирового, для всех тех, кто помнит этого незаурядного мастера и просто талантливого человека. Это наша с вами утрата и боль.

Давид Давыдович Кипиани, 1951–2001.
Полузащитник.
Играл в высшей Лиге чемпионата СССР в 1971-1982 гг.
Выступал за тбилисские "Локомотив" и "Динамо".
Как игрок выигрывал чемпионат СССР, Кубок СССР и Кубок обладателей кубков.
В чемпионатах страны забил 76 мячей в 245 играх.
В кубках страны забил 18 мячей в 34 играх.
В международных встречах забил 30 мячей в 72 играх.
В мачтах за сборную забил 7 голов в 19 играх.
Тренировал "Динамо" (Тбилиси), "Олимпиакос" (Никосия, Кипр), сборную Грузии, "Шинник" (Ярославль).

Выбор читателей