Телевизионные цыплята из протухших яиц

Начался новый сезон на телевидении, несколько скомканный ввиду недавних событий за океаном. Пришло время посмотреть, какие новшества предлагаются зрителям в дневном эфире ведущих телеканалов

Думаешь, кто-нибудь выйдет на помощь? Не-а...
А если кричать начнешь, весь пардняк ухо к дверям прижмет.
Ботва, они любят про интересное...
(Диалог из фильма "Мама, не горюй")


Осень, как известно, время подсчета всех и всяческих цыплят. В нашем случае, поскольку мы внимательно следим за событиями на культурном пространстве, этими плохо оперившимися существами являются различные новые проекты, любезные сердцу каждого зрителя, которые телевизионщики понапридумывали за "отчетный период".

Некоторыми впечатлениями от предложенного "телесвежачка" хочу поделиться с коллегами, то есть зрителями. Заранее прошу простить меня тех творцов отечественного теле-шоу-бизнеса, которые не заняли более пяти минут моего внимания и о достоинствах которых вследствие этого судить не могу. Я также не оцениваю качество иностранных фильмов всех форматов, которые занимают большую часть эфирного времени, а также новостные программы – это отдельная тема. Речь идет о развлекательных передачах.

Начну, пожалуй, с передачи "Большая стирка".

Еще в августе главный (по охвату аудитории) телеканал страны ОРТ запустил в дневном эфире ток-шоу с ведущим утреннего эфира Андреем Малаховым. Уже после двух-трех просмотров этого мощного проекта возник вопрос – а стоило ли удалять с первой кнопки г-на Комиссарова, если подобное же действо возродилось в полном объеме? По моим сведениям, его "Семья" переползла на РТР в свое время именно потому, что идейно не устраивала генерального продюсера канала, тогда еще К.Эрнста, ставшего впоследствии гендиректором ОРТ.

В предвыборные времена ток-шоу Валерия Комиссарова, насколько я понял, перешло дозволенные рамки популизма, граничащие с откровенным издевательством над вкусом зрителя. Все эти высосанные из пальца интимные проблемы, "жареные" подробности чужой личной жизни, подставные актеры в масках в каком-то смысле мешали ОРТшному имиджу солидного государственного телевидения. Но, видимо, с окончательной победой "государственнической" линии на канале и временным успокоением в связи с этим обстоятельством изменились и вкусы продюсеров.

Программа "Большая стирка" в смысле "трэшевости", на мой взгляд, бьет все мыслимые рекорды родного эфира. Каждый день, пять раз в неделю (хотя бывали и субботние повторы) о себе расскажут брошенные жены и мужья, вкупе с их любовниками и любовницами, обязательно обсудят различные житейские, в первую очередь, конечно, сексуальные проблемы нашего народонаселения, появятся и собачки, и толстяки, и фанаты пирсинга и татуировок, геронтофилы, однолюбы, апологеты промискуитета и прочая столь же интересная публика.

В общем и целом подобный набор стандартных тем некогда любимой многими передачи "Про это" вперемешку с упомянутой программой В.Комиссарова создает эффект паноптикума. Но есть существенные подвижки, как говорил первый и последний президент страны Советов. За образец взяты американские ток-шоу – типа "Опра" или того, где приглашенные гости прилюдно мутузят друг дружку на сцене, от чего, по идее, прутся все присутствующие на передаче и телезрители. Для тех, кто хоть немного сталкивался с процессом создания подобных передач (как ваш корреспондент), очевидно, что почти каждый раз для затравки в начале передачи "Большая стирка" перед зрителем возникают подставные фигуры, якобы не подозревающие о существовании в неких потайных комнатах или в самом зрительском зале объектов своих неурядиц – то есть всех этих униженных и оскорбленных любовниц, бывших жен и мужей, комплексующих и не очень владельцев различных сексуальных пороков и достоинств, вот так просто перед миллионной аудиторией готовых душевно раздеться чуть не донага.

Заглотивший наживку очередной "жареной" темы зритель в начале передачи увлеченно наблюдает, как якобы разозленный папаша девочки о 17 годах несколько наигранно и вяло рвется чистить морду своему будущему зятю, с которым замечательно счастливо пребывает в половой связи дочурка и коего якобы реальный отец явно моложе. Когда косящий под мальчика с MTV ведущий Малахов столь же наигранно, как бы пугливо, останавливает драку, все присутствующие в студии принимаются увлеченно обсуждать на примерах аналогичные курьезы...

Или когда покинутая жена нового русского "вдруг" перед камерой знакомится с молоденькой "разлучницей" под аплодисменты зрителей и уверения ведущего, что "хотя мы вам в процессе общения перед съемками и обещали, хи-хи-хи, что ничего неприятного с вами не произойдет, мы вас обманули – ваша соперница (враг, оппонент, папа, бабушка, врач-гинеколог и т.п.) здесь, встречайте!".

В общем, когда такое происходит, глаза и уши долго болят...

Ну хорошо, испытанный прием "рояль в кустах", вполне легитимных трюк на телевидении. Но и дальше по ходу представления царит столь же невообразимая безвкусица. Нельзя же копировать "Мою семью" досконально, правда? Оказывается, можно. Драматургические ходы, придуманные, похоже, еще до создания "ящика", не заставляют себя долго ждать.

В кадре появляются "наши эксперты", некие вполне ожидаемые гости. Это, естественно, легко узнаваемые деятели шоу-бизнеса и представители "элитарной" тусовки. Их много. Они, как и положено, начинают попеременно высказываться обо всех сказочных ситуациях с высоты собственного богатого опыта. Иногда гости поют или танцуют, если умеют. Обязательно рассказывают собственные любовные истории и случаи из жизни в качестве назидательных примеров.

То есть появляется второй пласт – простые люди получают энное количество интимных подробностей жизни "звезд", вожделенный вагон всем интересной, по мысли создателей программы, тусовочной "ботвы". За ним, понятное дело, следует пласт чистого шоу, песни народностей и, напоследок, обычное дело – мнение всегда компетентного по любому поводу зала, "людей из народа".

В общем и целом "Большая стирка" – гимн полному отсутствию свежих телевизионных идей и банальности. К тому же во многом – вранье и одурачивание зрителя, хотя этот ход тоже придумали не сами авторы программы. В.Комиссарову стоило бы подать в суд на ОРТ за нарушение своих авторских прав. Впрочем, все воруют, но лишь некоторые, в виде исключения, честно признаются, что сочиняют чужое. Понимаю, трудно дается нашему телевидению традиционные на Западе шоу. А что же делать, надо так надо. "Трэш" и "ботва" – обязательные составляющие зрительского внимания, никуда от этого. Кому не нравится – есть канал "Культура"; в конце концов, слушайте песню "Валенки" хоть с утра до вечера, дорогие зрители.

Для сравнения можно отметить, что выпущенный совсем недавно аналогичный проект обновленного НТВ "Просто Марина", идущий примерно в то же время на четвертой кнопке, еще более незамысловат. Таких-то "ток-шоу" мы видели-перевидели еще со времен незабвенной "тети Вали". То есть когда все представление замешано, как, видимо, представляется продюсерам, на крутом обаянии ведущей.

Но если аналогичная (и совершенно провальная) передача, скажем, Арины Шараповой была хотя бы полем выступления уже вполне раскрученной и довольно сексуальной фигуры, что могло на пять минут привлечь зрителя, то в "простой" Марине Юденич ничего подобного близко не валялось. Чумовая внешность супермодной писательницы, имидж этакой избалованной "плохой девчонки" с амбициями, все время "понтующейся", – на мой взгляд, это просто жалкая карикатура на Арину, к неудачному проекту которой отсылает даже название нового шоу.

Сама же программа "простой Марины", действительно, проста и незамысловата, как хозяйственное мыло, и ничего кроме недоумения не вызывает. Даже затравки, как в "Большой стирке", нет. Узнаваемый гость – рассказ о его нелегкой судьбе – сюжет о нем – вопросы зрителей – вопросы ведущей. Всё. Либо кто-то очень небедный таким способом промоутирует саму г-жу Юденич, непонятно как вылезшую на федеральный канал, либо НТВ с уходом команды Киселева просто некуда девать эфирное время. Либо и то, и другое.

В любом случае, дневные ток-шоу на ведущих каналах отечественного телевидения – как новые, так и безнадежно устаревшие – идут по годами, если не десятилетиями, проторенной дорожке. Ничего, кроме зеленой тоски и ощущения полнейшей творческой импотенции их создателей, пока не наблюдается. Кроме того, совершенно непонятно – при чем тут зрители дневного эфира? Обязательно школьникам знать, как можно познакомиться с помощью объявления в эротическом издании или почему та или иная теща спит со своим зятем?

Ладно, посмотрим, что предложат аналогичные проекты на других центральных каналах, буде возникнут. Чувствую, раз пошло поветрие, и остальные ведущие "кнопки" в долгу не останутся и совсем скоро очаруют зрителя столь же революционными программами.

А на повестке дня стоят новейшие ночные шоу, о которых мы поговорим в следующий раз.

Выбор читателей