Авиаперевозчикам погибнуть не дадут

США намерены выплатить авиакорпорациям, понесшим огромные убытки из-за терактов 11 сентября, $15 млрд. Но несмотря на эту помощь, большое количество мелких авиакомпаний все же станут банкротами

Палата представителей Конгресса США начнет сегодня рассмотрение пакета срочных мер по оказанию государственной финансовой поддержки частным авиакомпаниям США, понесшим огромные убытки в результате терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября.

Оно последовало через несколько часов после обращения президента США Джорджа Буша к Конгрессу, в котором он пообещал "способствовать укреплению стабильности и оказать прямую финансовую помощь национальным авиакомпаниям для преодоления вызванного терактами кризиса".

Участие государства будет заключаться в предоставлении авиакомпаниям лишь $5 млрд из госбюджета в качестве экстренной помощи, плюс довольно длинный список госгарантий под коммерческие кредиты и займы, а также налоговые послабления, которые в общей сложности могут составить еще $10 миллиардов. Это намного меньше той суммы, которую авиакомпании надеялись получить от государства - $24 миллиарда.

Напомним, что, на этой неделе целый ряд ведущих авиакомпаний США объявили о грозящих им многомиллионных убытках и начали увольнения десятков тысяч своих работников.

Акции авиакомпаний на торгах резко упали в цене (почти на 50%) и, судя по всему, без срочной государственной помощи этот сектор экономики Штатов может просто развалиться. Некоторые авиакомпании настолько обнищали, что даже такие крупные корпорации, как American Airlines и TVA объявили вчера о том, что в целях экономии они прекращают кормить пассажиров в полете.

Пресс-служба известной авиакомпании "Люфтганза" сообщила, что корпорация пересматривает запланированные показатели прибыли в связи с террористическими актами в США

В настоящее время "Люфтганза" не сможет получить запланированную на 2001 г. прибыль в размере 700-750 млн евро. Руководители приняли решение отказаться от планов приобретения 15 широкофюзеляжных самолетов А-380 производства "Эрбас Индастри" и 4 самолетов "Боинг-747-400". Кроме того, будут введены строгие ограничения на расходы.

Необходимые изменения будут внесены также в маршрутную сеть авиакомпании. Среди этих нововведений отмена рейсов по маршруту Берлин - Вашингтон и сокращение одного рейса на маршрутах Франкфурт - Нью-Йорк и Франкфурт - Вашингтон. Также "Люфтганза" прекращает выполнение полетов в Ташкент.

В дополнении к решению о сокращении провозной емкости, последние решения означают изъятие из коммерческой эксплуатации четырех дальнемагистральных самолетов. В связи с резким увеличением затрат, вызванным, помимо всего прочего, ужесточением мер безопасности и возрастанием страховых выплат, о чем уже было заявлено ранее, ожидается, что значительное повышение цен на авиабилеты и расценки на авиаперевозки грузов будет неизбежным.

Руководство другой авиакомпании - Delta Air Lines - объявило о прекращении полетов из Нью-Йорка в 11 пунктов назначения. До 31 октября самолеты не будут летать в Арубу, Брюссель, Каир, ОАЭ, Ирландию, Мюнхен, Стокгольм, Швецию, Тель-Авив, Токио и Швейцарию. Авиакомпания объяснила это тем, что опасается возможных терактов, а также резким снижением количества бронирования и продаж билетов на рейсы.

Но проблемы американских авиаперевозчиков постигли и их коллег из Южной Америки. Корпорация "Лан-Чили" - одна из крупнейших в Южной Америке авиакомпаний - объявила о предстоящем увольнении большой части сотрудников. Руководство также сокращает количество полетов. По словам генерального управляющего "Лан-Чили" Эрнесто Виделы, после драматических событий 11 сентября на многие рейсы число пассажиров сократилось от 20% до 60%. Однако владелец "Лан-Чили" Себастьян Пиньера (лидер оппозиционной партии "Национальное обновление") заявил, что не собирается просить у правительства экономической помощи на покрытие убытков.

Однако не все компании могут похвастать такой независимостью. Множество более мелких корпораций несомненно разорятся, несмотря на финансовую помощь государства. Дело в том, что эта помощь чрезвычайно мала по сравнению с понесенными убытками авиацией США. И, скорее всего, выделенные правительством деньги пойдут на покрытие расходов двух авиакомпаний, на самолетах которых погибли люди - United Airlines и American Airlines. Остальные получат лишь незначительные суммы.

Кроме развала гражданской авиации, теракты продемонстрировали также полное отсутствие какой-либо готовности сил ПВО к активной обороне. Ведь когда стало известно о похищенных самолетах, а потом уже и о взрывах на Манхэттене, военная авиация Штатов не смогла сбить другие самолеты, захваченные террористами. Более того, на данный момент остается неизвестным, где находятся еще 3 похищенных самолета.

В связи с этим, Пентагон решил выделить $868 млн корпорации "Локхид-Мартин" на производство первой партии из 10 новейших истребителей- бомбардировщиков F-22. О чем и сообщили представители ВВС США. F-22, сконструированные с использованием технологии "стелс", должны прийти на смену устаревшим F-15.

Пентагон собирается закупить в общей сложности 295 таких боевых машин. До 2005 г. в ВВС должны поступить 94 самолета F-22.

Выбор читателей