Чеченского палача отпустили на свободу

В Грозном и других населенных пунктах Чечни продолжается охота на серийных убийц. Подавляющее большинство отморозков – молодые люди 17-20 лет

Благодарность счастливого папы

В один из жарких августовских дней 2000 года на блокпост внутренних войск в Ленинском районе Грозного прибежал взъерошенный молодой парень. В мокрых глазах – отчаяние. Парень бросился к офицеру: "Помогите! Нужна кровь! Жена умирает!".

...Около года назад грозненская семья Кациевых оказалась на пороге большой беды. Молодая жена ждала ребенка, но роды проходили очень тяжело. Женщине пришлось делать кесарево сечение, она потеряла много крови. Вдобавок ко всему начался сепсис. Как назло, в 9-й горбольнице не оказалось донорской крови. Жизни молодой мамы и ребенка висели на волоске.

Старлей, старший на блокпосту, молча выслушав сбивчивый рассказ, кивнул и приказал бойцам построиться. На то, чтобы выяснить, у кого какая группа крови, понадобилась пара минут. Офицер и солдаты сдали в больнице 3 литра крови. Жизнь роженицы была спасена. Счастливый отец, ингуш Суэлды Кациев, повторял, как заведенный: "Спасибо, ребята!", винил себя в том, что ничем не может отблагодарить военных.

Увы, продолжение этой счастливой истории оказалось совсем не радостным...

Грозненца Суэлды Кациева арестовали несколько месяцев назад во время адресной операции милиционеры Ленинского временного райотдела милиции. Опера и бойцы ОМОН окружили дом, без шума зашли в квартиру. Кациев опомнился, только когда на его запястьях щелкнули наручники.

История о спасении молодой умиравшей мамы так бы и осталась неизвестной, но ее рассказал следователю по особо важным делам прокуратуры Грозного Юрию Савину (некоторые фамилии изменены.О.П. ) сам Кациев. Разоткровенничавшийся боевик рассказал, как "отблагодарил" солдат, – через несколько дней после того, как были спасены жизни его жены и ребенка, Кациев вышел на "заработки", закладывая фугасы на дорогах чеченской столицы. В тот день банда, в которую входил ингуш, заложила фугас на Индустриальной улице. Несколько легковых машин бандиты пропустили. Кнопку нажали, когда на дороге появился армейский "Урал". Мощный взрыв пришелся на одно колесо, вспорол осколками брезентовый тент "Урала" и ушел чуть в сторону. Один военнослужащий комендатуры Заводского района Грозного погиб, четверо получили тяжелые ранения. Бандиты сумели скрыться с места преступления. Это только один из терактов, в которых принял участие Суэлды Кациев. На его совести десятки аналогичных эпизодов. В обязанности Кациева входили доставка двоих подрывников – Садаева и Дудаева – на место взрыва и быстрая эвакуация после проделанной работы. Еще двое бандитов действовали как группа прикрытия. "Я только хотел заработать, денег нет совсем. Как кормить семью?" – спрашивал сам себя Кациев на допросах. Вот и кормился счастливый папа банальным терроризмом. "А если бы на том фугасе подорвались парни, которые спасли жизнь твоей жене и ребенку?" Кациев так и не смог ответить на этот вопрос следователя прокуратуры...

Кто покрывает "Палача"?

Арсен Матгериев не выглядит на свои двадцать с лишним лет. Маленький, тщедушный, болезненный на вид мальчик с добрым лицом оказался матерым убийцей, на счету которого больше 20 жертв. Арестованный боевик предлагал следователям за свою свободу деньги, большие деньги, клялся, что сразу же покинет Грозный, Чечню, Россию, исчезнет навсегда. На допросах, рассказывая о своих "подвигах", не дерзил.

– Он играл, как профессиональный актер, – вспоминает 26-летний следователь Юрий Савин. – Его не били, не трогали, берегли как источник информации. А он настолько вошел в роль запуганного пацана, что обмочился прямо в кабинете. Еще слезно умолял на допросе, чтобы я его усыновил. Я имел дело с разными людьми, попадались просто уникумы. Но такого встретил впервые. Хитрость, изворотливость, жестокость под маской детской невинности и добродетели.

Матгериева, уроженца Ачхой-Мартановского района Чечни, арестовали 26 апреля этого года в Старопромысловском районе Грозного. Оперативникам поступила информация о том, что в частном доме находится один из членов банды, которая специализируется на отстреле русскоязычного населения и военнослужащих. Чтобы не светить источник информации, операцию решили провести под видом проверки паспортного режима во всем микрорайоне.

Молодой человек предъявил настоящий паспорт на имя Руслана Илиева, выданный в Старопромысловском ВОВД. Но бандит просчитался – среди местных милиционеров оказались те, кто запомнил это симпатичное лицо еще шесть лет назад. Тогда Матгериев принимал участие в басаевском рейде на Буденновск, за что и получил ичкерийский орден. Все сомнения милиционеров улетучились после того, как на чердаке дома, где жил Илиев-Матгериев, нашли оружие, патроны, радиостанции "Кенвуд", черные маски с прорезями для глаз.

Кстати, такие же настоящие документы, полученные в Старопромысловском районе, оказались и у двоих боевиков, уничтоженных весной этого года на улице Косиора в Грозном. Практически у всех полевых командиров в Чечне имеется по несколько новых российских паспортов – "про запас". А у уничтоженных "генералов" Бараева и Цагараева, например, имелись и поддельные удостоверения сотрудников ФСБ РФ.

Как оказалось, еще до недавнего времени получить паспорт боевику в любом временном райотделе милиции было на удивление просто. Так, некоторые жители приходили в милицию, утверждая, что документы сгорели или были утеряны во время боевых действий, и после соблюдения всех формальностей получали новенькие российские паспорта. Так поступали и боевики, менявшие имя, фамилию, возраст и место жительства.

Главарь группы отморозков Арсен Матгериев очень любил свой радиопозывной – "Палач". Этого он тоже не скрывал перед оперативниками ленинского ВОВД и следователями прокуратуры Грозного. Как в калейдоскопе мелькали допросы, очные ставки, следственные эксперименты. И постепенно стала вырисовываться страшная картина жестоких, дерзких и кровавых преступлений. Шлейф подрывов, убийств, совершенных Матгериевым, тянется за пределы Чечни. В Моздоке отморозок умертвил двух русских мужчин. В станице Знаменская расстрелял двух сотрудников ОМОН и местную жительницу. Матгериев участвовал в подрыве и расстреле "Нивы" с сотрудниками Ленинского ВОВД. На счету "Палача" и подельников – нападение на БТР комендатуры Старопромысловского района Грозного, когда погибли шесть человек, расстрел ГАЗ-66 с сотрудниками сводного отряда милиции из Перми... И это далеко не все. Сам же "Палач", описывая "трудовую биографию", признался следователю, что первого человека убил в 12 лет: "просто выстрелил в мужика из обреза". Троих "завалил" в столице Азербайджана. Правда, бакинские убийства нужно еще проверить.

Дело серийного убийцы Матгериева шло к развязке. Опера и следователи вышли на финишную прямую. Но в этот момент стали происходить вещи, необъяснимые ни для милиционеров, ни для сотрудников прокуратуры Грозного. Все началось с того, что дело Матгериева, переправленное в Моздок, где шла работа по североосетинским убийствам, затем оказалось в Ессентуках. Его след теряется в Главном управлении Генпрокуратуры по Северному Кавказу. А чуть позже прошла информация о том, что убийцу обменяли у боевиков на полковника и двух журналистов. Однако вызволенных из плена офицера и репортеров никто не видел.

Прошла неделя-другая, и следователю Юрию Савину через десятые уста передали "привет" от Матгериева. Один из чеченских оперов, которые брали "Палача" 26 апреля, снова увидел отморозка на Центральном рынке Грозного. Матгериев и его подельник быстро растворились в толпе. Затем начались подрывы бронетехники федеральных сил в Грозном и окрестностях. Матгериев "засветился" в Старопромысловском районе столицы, в селении Старые Атаги. За взрывами последовали новые предупреждения-угрозы. "Палач" собирается мстить. Но путь его короток, и в конце этой никчемной жизни не будет тихой, обеспеченной старости. Матгериева убьют – хотя бы потому, чтобы история с его таинственным освобождением из-под стражи не повторилась снова. И все же пока гремят взрывы и звучат выстрелы, пока на свободе матерый убийца, не дают покоя вопросы: КТО отпустил кровавого террориста? КТО покрывает "Палача"?

Выбор читателей