Не спи – погибнешь!

"Классические" аварии из-за невнимательности, лихачества и состояния опьянения – вечные и неистребимые водительские пороки, возраст которых восходит к дням изобретения первого автомобиля

Сколько раз, смотря "Дорожный патруль", я удивлялась глупости некоторых аварий. То столб кому-то "дорогу перебегал", то педали кто-то перепутал. А уж "задумчивые" водители у нас просто через одного... Но это все случаи из разряда курьезов, и, как правило, тяжелыми последствиями они не заканчиваются.

Другое дело "классические" аварии, к которым приводит невнимательность, лихачество и состояние опьянения (алкогольного или наркотического). Это вечные и неистребимые водительские пороки, возраст которых восходит к дням изобретения первого автомобиля. И ведь бороться с этими проблемами начали примерно тогда же. Однако воз и ныне там. Почему? Я думаю, потому, что влиять на сознание потенциальных камикадзе у нас так и не научились. Наказывать стараются по старинке, "рублем", отсюда и рост размеров штрафов. Типа, ответственность повышается пропорционально сумме наказания.

Повышение сумм штрафов теоретически направлено на профилактику аварийности на дорогах. Чем опаснее нарушение, тем значительнее штрафные санкции. Однако количество "дорогих" нарушений отнюдь не уменьшается: невзирая ни на какие возросшие штрафы, наши автомобилисты продолжают лихачить, садиться за руль "под хмельком".

По моему сугубо личному мнению, настали времена для использования других методов. Причем кое-где родная ГИБДД даже преуспела в их применении. В столь нелюбимых мною Люберцах как раз очень хорошо действует "наглядная агитация" для водителей. (Сразу хочу попросить прощения у всех жителей этого славного города. Просто старая Рязанская дорога, являющаяся по совместительству центральной улицей города, ужасно загружена осенью, зимой, весной и особенно летом в любое время суток. А светофоры через каждые 100 метров делают поездку на дачу просто каторгой. Водитель, хоть раз испытывавший желание бросить свою машину и поехать на электричке, меня поймет.) Так вот, люберецкие стражи дорожного порядка применяют нестандартный подход в профилактике аварийности. Например, плакат (надпись: "У каждого водителя есть семья", на фоне умилительной фотографии) лично меня заставляет более трепетно относиться к "оппонентам" по движению.

Дальше – больше. Перед мостом, славящимся своей аварийностью, стоит "постамент", на который водружен искореженный до неузнаваемости автомобиль. Надпись под этим памятником жертвам беспечности гласит: "Водитель, за истекший период на данном участке дороги погибли ... человек". А вместо цифр – жутковатое "футбольное" табло, которое отсчитывает постоянно возрастающее число жертв. При этом автомобили на постаменте периодически сменяют друг друга, прибавляя к "счету" еще пару единиц. Очень действенная профилактическая мера, начисто отбивающая желание "стартовать", "лететь" и "нырять".

Кстати, это изобретение не принадлежит люберецкой ДПС. Как сообщает РИА "Новости", в болгарском городе Пловдиве открывается необычный музей тяжких автомобильных аварий. На открытой площадке будут демонстрироваться автомобили, изуродованные в результате автокатастроф. Перед каждым "экспонатом" будет установлено табло с описанием места и времени аварии, ее причин, количества пострадавших. Дорожная полиция Пловдива решила воспользоваться опытом японских коллег, которые уже создали подобный музей. Музеем "смерти на дорогах" болгарские полицейские хотят напомнить о возможных последствиях безответственной езды на улицах. Так что в Люберцах с большим успехом перенимают международный опыт.

Если вы решили, что на этом список профилактических мер заканчивается, то вы ошибаетесь. Люберецкому ГИБДД принадлежит изобретение "картонной дурилки" для водителей. На практике это выглядит так: на участке дороги, где водители любят "притопить", стоит макет патрульного автомобиля и картонный "гаишник" в натуральную величину с радаром в руках. Зрелище душераздирающее, так как иллюзия даже с небольшого расстояния полная. Только жаль, что ленятся его переставлять с места на место. Так и простоял, горемычный, все лето у одних и тех же кустов. В первый раз на приманку "клюют" все водители и сбрасывают скорость до разрешенной; во второй – только особо впечатлительные; ну, а те, кто ездит мимо каждый день, только изображают на лице ухмылку всезнающего чеширского кота...

Такие вот меры воздействия, на мой неискушенный взгляд, будут покруче повышения штрафных тарифов; к тому же, большие штрафы – больше соблазнов инспекторам ГИБДД. Служба инспектора дорожно-патрульной службы проходит в постоянном общении с гражданами, а те очень часто провоцируют инспектора, пытаются склонить его ко взятке. Практика показывает, что почти каждый десятый водитель сам предлагает взятку инспектору, чтобы уйти от наказания при нарушении.

Впрочем, мы отвлеклись от темы. Взятки достойны отдельного разговора, и я вам торжественно его обещаю. Вернемся к профилактике (чуть не сказала "заболеваний"). Кстати, различные заболевания, наряду с алкоголем и наркотиками, борются за призовые места в состязаниях о причинах аварий. Особняком стоят заболевания психические. Недаром "психам" прав не дают. Но мы люди взрослые и прекрасно знаем, где и за сколько можно купить правильную справку о состоянии здоровья, а то и сразу водительское удостоверение. От такого водителя можно ждать чего угодно. Причем это международная беда – психически больные люди получают доступ к рулю не только в нашей стране. Некоторое время назад в многострадальных Соединенных Штатах суд присяжных приговорил 44-летнего мужчину к 1050 годам тюрьмы за "зверство на дороге": он намеренно сбил женщину и проехал 200 метров, волоча ее за собой. На счету у горе-водителя, который, по мнению врачей, страдает психическими расстройствами, несколько тяжких преступлений.

Но это уж совсем клинический случай. Причиной аварии могут стать и самые обыкновенные бытовые заболевания, вернее, не столько они, сколько лекарства. Вообще-то эти препараты абсолютно безобидны, но если принявший их человек садится за руль, становятся смертельно опасными.

Так, одной из причин автомобильных аварий является сонливость, вызванная приемом лекарственных препаратов. Например, в США был проведен национальный опрос, из результатов которого следует, что ежегодно более чем 100.000 автомобильных аварий, в которых погибает более 1500 человек, связаны с повышенной сонливостью водителей, вызванной побочным седативным действием лекарственных средств, назначенных для снижения артериального давления или лечения различных психических нарушений, а также приемом безрецептурных противоаллергических препаратов. И теперь специально подготовленные сотрудники, задача которых – выявление водителей, находящихся под действием лекарственных препаратов, влияющих на способность к вождению автомобиля, будут следить за ситуацией.

На мой взгляд, выявить человека, находящегося под воздействием лекарственных препаратов, практически невозможно. От него не пахнет алкоголем, он адекватен. Спасти от беды здесь может лишь жесткий самоконтроль. Причем не в процессе поездки, а до нее. Прислушайтесь к организму – если он против, значит, поездку необходимо отменить. Это, на мой взгляд, и будет лучшей профилактической мерой в деле снижения аварийности на наших дорогах.

Выбор читателей