Преступление в онлайне и наказание в онлайфе

Образ нового Змея Горыныча для западного общественного мнения предстает по-прежнему о трех головах. Сегодня это терроризм, оружие массового поражения и атаки на государственные компьютерные сети

Почему на хакерах шапка не горит?

Обычно хакеры при "подломе" кодов компрометируют систему. Как юную девушку. А если этот компьютер стоит в Министерстве обороны или МВД? В Сан-Диего, США, создано, например, большое подразделение "гарантированной информационной безопасности" для внутренних интернет-связей (Интранет) в ВВС, Корпусе морской пехоты и для всех космических коммуникаций, которые находятся в руках военно-морского командования. А вот с сухопутными войсками со времен войны во Вьетнаме в Пентагоне уже не очень-то церемонятся: сегодня пехотинцы не обладают такими же информационно-коммуникационными технологиями, как моряки, летчики и, конечно же, ракетчики.

По данным Министерства обороны США на 25 июня 2001 года, несанкционированные проникновения в его компьютеры в 1999 году происходили 22.500 раз, а в 2000 году – 24.500. При администрации Клинтона был налицо рост компьютерной преступности, направленной против Пентагона.

При администрации Буша практически сразу после инаугурации были созданы специальные структуры, подготовлены агенты для внедрения в среду хакеров и тех, кто стоит за ними. Так, например, специальный агент Джим Кристи простодушно и без нарушений правил секретности публично признался, что у него "дел невпроворот" по отслеживанию хакеров и прочих преступников в компьютерных сетях Пентагона.

В хакеры пойдешь – директором ЦРУ станешь...

Можно предположить, что именно озабоченность "цифровыми" преступлениями против армии США, ФБР и ЦРУ во многом способствовала отставке директора ФБР Луиса Фри (5 июля 2001 года) и назначению Джорджем Бушем на этот пост ветерана Министерства юстиции Роберта Мюллера, который в свое время участвовал в виртуальной охоте на банковские счета наркоделов-подельников генерала Норьеги (кстати, бывшего тогда президентом Панамы). Тогда все было по закону, вплоть до поимки президента – покровителя наркодельцов и доставки его из Панамы на вертолете ВВС США прямо в американскую тюрьму, где его и судили. Вот вам пример того, как тайно действовавшие хакеры из американского Министерства юстиции и ЦРУ становятся чиновниками высшего звена.

...если не сгоришь на работе

Вообще-то, смена ролей в игре "казаки-разбойники" по-американски все чаще ведет к тому, что люди, занимающиеся в Минобороны США обеспечением безопасности информационных технологий, меняют места работы каждые 1,5-3 года, притом в подавляющем большинстве случаев идут на повышение. Очень интересное "наказание" за преступную халатность при работе с компьютерами, когда чуть ли не ежедневно операторы сетей или систем якобы забывают менять пароль или код, чем незамедлительно пользуются (теперь уже с помощью быстродействующих поисковых программ) хакеры!

Образ нового Змея Горыныча для западного общественного мнения предстает по-прежнему о трех головах. Сегодня это терроризм, оружие массового поражения и – внимание! – атаки на государственные компьютерные сети.

Что можно противопоставить интернет-преступникам

В странах НАТО готовят армию и население к отражению угроз из глобальной Сети. Кстати, в России тоже идет процесс подготовки к отражению "несанкционированных компьютерных атак". Впрочем, у нас в стране преступления в Интернете против личности и групп населения остаются пока практически безнаказанными.

Что касается стран НАТО, то там с деньгами на цифровые технологии для решения вопросов войны и мира все обстоит благополучно. Есть, например, у англичан специальный бюллетень по цифровым оборонным проблемам (The Defence Digitisation Bulletin). В нем можно найти специальный индексатор 650 проектов в этой области общей стоимостью от 1,6 до 7 млрд. долларов. А большие деньги для "оцифровывания" обороны во всем мире все чаще находят в области электронной торговли и бизнеса.

Деньги на защиту от преступлений в Интернете

В последние два-три года взоры деловых людей и простых пользователей все чаще обращаются к силовым ведомствам, где "оцифровывание" идет полным ходом. К этому процессу хотели бы подключиться люди с деньгами – для получения гарантий защит, но больше, конечно, для получения прибылей. Хотя при этом возникает ряд этических проблем, типа: можно ли рассматривать участие в "оцифровывании" своей или союзнической армии как преступление против мирных идеалов человечества? Есть ли что-то преступное в "подломе" кодов банковских счетов мафиозных группировок или тиранических режимов? Отрицательный ответ на первый вопрос прозвучал в прошлом году в Великобритании, где обсуждались проблемы взаимодействия представителей электронной коммерции с военными ведомствами и аэрокосмическим комплексом (E-commerce in Defence & Aerospace).

Очередная конференция, которая состоится в этом году, должна дать ответ и на второй вопрос: как правильно вести интернет-бизнес с "хорошими" и "плохими" режимами? Причем речь пойдет о военных товарах и услугах. Участники второй конференции "Электронный бизнес для обороны" (E-Business in Defence) встретятся 3-4 октября этого года в Лондоне, в гостинице "Хаттон" (стоимость участия – 1099 фунтов стерлингов). Там будет конкретно решаться вопрос об использовании программных продуктов гражданских электронных аукционов для проведения конкурсов на подряды федеральных и оборонных ведомств, обсуждаться дополнительные возможности использования мобильных и беспроводных интернет-средств без потери контроля за их функционированием. Участники поделятся положительным опытом в области интеграции гражданского и военного электронного бизнеса и средств его защиты от хакеров. И еще много чего интересного произойдет на этой конференции.

Итак, на тропу войны с преступностью в Интернете выходят очень большие деньги и очень крутые парни.


Полную версию материала можно прочитать в журнале "Планета Internet". Перепечатка только с разрешения редакции "Yтро.RU" и "Планеты Internet "

Читайте также

Выбор читателей