Авиакомпании не обещают клиентам безопасных полетов

Чудовищные по способу исполнения и количествам жертв, авиатеракты заставили службы безопасности транспорта всех уровней срочно и строжайше пересмотреть все существующие стандарты

После терактов, совершенных фанатиками-камиказде 11 сентября в Вашингтоне и Нью-Йорке, понятие "безопасность", личная или коллективная, стало предметом обсуждения экспертов всех уровней во всем мире. Чудовищные по способу исполнения и количествам жертв, теракты заставили службы безопасности всех уровней срочно и строжайше пересмотреть все существующие стандарты. Это коснулось обеспечения безопасности полетов всех видов авиации и других видов транспорта, объектов производства ядерной энергии, взрывчатых веществ, очистных сооружений и проч.

Слишком много свидетельств, найденных в ходе следствия по делу о терактах в США, говорят о том, что террористы задумали гораздо больше, нежели им дано было успеть осуществить. В частности, Федеральная авиационная администрация (ФАА) США была вынуждена продлить до конца вторника (по местному времени) запрет на полеты самолетов сельхозавиации, используемых для распыления химикатов. Также запрещены полеты и всех других самолетов, используемых в интересах сельского хозяйства, за исключением противопожарных танкеров.

Такие жесткие меры предприняты потому, что в личных вещах Закариаса Массаоуи, задержанного в США по подозрению в причастности к организации терактов 11 сентября, найдены инструкции по управлению оборудованием, которое используется в сельском хозяйстве в США на одномоторных самолетах для распыления с воздуха ядохимикатов или удобрений. Еще один из террористов, который был на борту самолета, врезавшегося в 110-этажную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, накануне интересовался покупкой самолета-распылителя химикатов в одной из фирм во Флориде.

Это касается вопросов приобретения летательных аппаратов или проникновения террористов на борт самолета. Что же делать, если воздушный пират уже на борту и готов к захвату судна? Мастерство пилотов, как один из аспектов безопасности, в данном контексте давайте примем за неоспоримую величину. Но, по свидетельству российских пилотов, до середины восьмидесятых всем членам кабинного экипажа выдавалось личное оружие. И наверное это делали не напрасно. Самым главным опасением при этом была... утеря оружия.

По правилам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), кабина пилотов должна быть всегда открыта, все требования угонщиков должны быть выполнены. Согласно же нашей бортовой инструкции, кабина пилотов должна быть заперта изнутри. Но на практике сам запор был и остается весьма символичен, к тому же редко это положение инструкции выполняется: то кушать стюардессы подают, то члены экипажа в туалет выходят, в общем, жизнь продолжается и в полете.

Нередко российские экипажи сталкиваются в воздухе с нештатными ситуациями. Чаще всего буянят новые русские. При этом бортовой обслуживающий персонал пытается решать все возникающие проблемы самостоятельно, стараясь утихомирить разгулявшегося пассажира. Этому стюардов и стюардесс учат на специальных курсах.

Довольно долго существует во всем мире практика сопровождения так называемых проблемных рейсов (у "Трансаэро" таким рейсом был полет в Баку, например), сотрудниками спецслужб. Сейчас уверенно можно говорить только о том, что экипажи израильской государственной авиакомпании летают вооруженными и в сопровождении сотрудника службы безопасности, находящегося в пассажирском салоне.

Так что, практика показала, что предпринимаемых мер по самозащите экипажа в воздухе (следовательно, и пассажиров) не то чтобы мало, а их просто нет. Сегодня Ассоциация пилотов авиакомпаний США подготовила обращение в Конгресс США с просьбой разрешить всем пилотам на пассажирских авиарейсах иметь оружие во время полета. Также Ассоциация, являющаяся крупнейшей организацией пилотов 48 коммерческих авиакомпаний США, просит разрешить им выполнять на борту самолета полицейские функции в кризисных ситуациях.

Редакция "Yтра" опросила несколько российских пилотов международного класса с целью выяснить их точку зрения на необходимость оружия у членов экипажа во время полетов. Были варианты ответов, но все респонденты едины во мнении: экипажу необходимо оружие ближнего боя, которое способно вывести из строя нападающего, но не нарушит целостность борта. А на вопрос о том, гарантирована ли адекватность при применении оружия членами экипажа, нам сказали, что за всю свою многолетнюю практику пилоты не сталкивались ни с летчиками-пьяницами на линиях, ни с наркоманами. Стало быть, профессионализм и чувства долга и самосохранения должны быть на высоте. К тому же, уровень ответственности пилотов традиционно настолько серьезен, что им не требуется даже прохождение такой медкомиссии перед полетом, на которую обречены, скажем, машинисты пассажирских составов. Железнодорожникам же кроме визуального контроля должны измерить пульс, давление и они обязаны подышать в ту самую трубочку, чтобы исключить наличие алкоголя в организме.

Справедливости ради, надо сказать, что еще в период подготовки, т.е. до того, как были совершены чудовищные теракты в США, вопросы безопасности полетов и авиационной безопасности вошли в обширную повестку дня открывающегося сегодня форума ИКАО. Однако в связи с этими трагическими событиями им будет уделено особое внимание, сказал представитель России при ИКАО Виктор Куранов. Он подчеркнул и необходимость для каждой страны срочно распространить действие международных правил безопасности на внутренние рейсы. Эти стандарты, прежде всего, относятся к спецконтролю грузов, багажа пассажиров.

О том, как к проблеме защиты экипажа в полете, возможным инновациям в этом плане, относятся в Федеральной авиационной службе и ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" мы сообщим в ближайшие дни.

Выбор читателей