Россия сдает государственный экзамен

Международное посредничество является для России своего рода экзаменом, который покажет, стала ли страна полноправным членом мирового сообщества и заняла ли в нем подобающее себе место

11 сентября 2001 года уже окрестили и концом последней сверхдержавы минувшего века, и днем начала третьей мировой войны. Очень заманчиво, конечно, ставить эпохальные зарубки на древе мировой истории, да и масштаб события располагает к этому. Однако очевидна и опасность подобных утверждений: ведь всем нам придется как-то и дальше ползти по этому древу, уже после зарубок. Есть риск подрубить свой сук...

В последнее время (где-то с конца лета) Россия стала набирать вес как международный посредник в ближневосточном урегулировании. Не то чтобы ее посредничество оказалось эффективнее, чем американское или европейское: Москва, по сути, не предложила новых вариантов решения проблемы. Однако почему-то именно в первопрестольную заспешили в конце августа и начале сентября различные гости с Ближнего Востока. Два главных оппонента – Израиль и Палестина посылали в Россию своих высоких представителей и (что характерно!) остались очень довольны конструктивной позицией РФ и российской поддержкой. Ариэль Шарон и Махмуд Аббас (каждый порознь) покидали Москву с чувством уверенности в прочности нашей с ними дружбы и своей дипломатической победе над противником.

Да, российская сторона, безусловно, проявила недюжинный дипломатический талант, однако главное в другом: на Ближнем Востоке – в этой сейчас, пожалуй, самой горячей точке планеты – уважают Россию как авторитетного международного посредника.

Москве приходится детально разбираться во всех хитросплетениях ближневосточной ситуации, и при этом она изо всех сил старается оставаться беспристрастным разводящим. Пока это, вроде бы, удается: все гости уезжают довольными. Другое дело – недостаток эффективности российского посредничества, который, по мнению западных экспертов, объясняется отсутствием у РФ реальных рычагов влияния в регионе. Это так. Но, с другой стороны, те, у кого эти рычаги есть, едва ли оказываются более эффективными посредниками. Очевидно, дело в том, что рычаги влияния используются не совсем по назначению: необъективно и все больше в свою пользу.

Вообще, практика показывает, что разрешить международный конфликт при помощи "рычагов" почти невозможно: это приводит в лучшем случае к принудительному усмирению одной из сторон на более-менее продолжительное время. Россия же, будучи лишена возможности экономически и политически давить на участников конфликта, остается в почете благодаря своему авторитету и стремлению разобраться во всем достаточно объективно.

Что касается международного авторитета, то он определяется не только избытком пресловутых "рычагов". Вот посол Палестины в Москве Хайри Аль-Ориди, к примеру, не согласен с мнением о слабости и неавторитетности России. "Это великое государство со своими интересами на Ближнем Востоке, – говорит он. – Москве удалось сыграть весьма существенную роль в дискуссиях вокруг санкций против Ирака. Это видели все. Россия в этом регионе – фактор стабильности. Я думаю, Россия могла бы сыграть в нынешней ближневосточной ситуации такую же роль, которую ей удалось сыграть в иракском вопросе". Израиль также признает авторитет РФ: один из первых визитов каждый новоизбранный премьер этой страны совершает в Москву.

Россия официально является коспонсором ближневосточного урегулирования. При этом деятельность второго коспонсора – США – в последнее время все чаще оценивают неудовлетворительно. Израиль недоволен слабостью поддержки из Вашингтона, а арабы убеждены, что коспонсорство США, по словам Аль-Ориди, "предоставляет возможность правительству Шарона продолжать агрессию против палестинского народа под американским прикрытием".

Эксперты отмечают нехарактерную для былых времен неспособность американской администрации отстоять свои позиции на международной арене. Вашингтон стал слишком часто сдавать позиции без боя. Так произошло, в частности, на конференции ООН по расизму (когда Израиль был признан государством апартеида), и это было расценено (в первую очередь Израилем) как уход США от ответственности. "В другие времена американские дипломаты не позволили бы загнать себя в угол" – отмечают эксперты. Не эта ли необычная вялость Вашингтона способствовала тому, что международные террористы вконец распоясались, почувствовав безнаказанность даже в отношении последней сверхдержавы?

На таком фоне коспонсорская деятельность Москвы на Ближнем Востоке хотя и протекает в русле уже имеющихся инициатив, выглядит очень последовательно и выигрышно. Россия постепенно заполняет освобождающуюся нишу международного посредничества и претендует на активное участие в миротворчестве и в других регионах (в частности, на Балканах). А кто (в условиях ослабления влияния США) может составить реальную конкуренцию в этом плане российскому международному авторитету, унаследованному от СССР? Разве что Европа – но беда в том, что Евросоюз пока представляет собой слишком многоголосный и неслаженный хор, его внешняя политика движется так неспешно и с таким скрипом, что любая российская телега даст ему фору.

Сказано: "Блаженны миротворцы". Однако роль международного разводящего крайне сложна: от него требуется подлинная непредвзятость и глубокое проникновение в интересы и надежды разводимых сторон. Это в том случае, конечно, если под миротворчеством не скрывается новомодный способ – вплоть до вооруженной интервенции – осуществления своих собственных интересов. А собственные интересы России заключаются в том числе и в поддержании высоких цен на нефть, чему гораздо более способствует война, а не мир на Ближнем Востоке. Успех российского миротворчества в этом случае будет зависеть и от того, насколько Москва сможет быть выше подобных меркантильных соображений.

Международное посредничество является для России своего рода экзаменом, который (гораздо в большей степени, чем признание "рыночности" экономики или прием в ВТО) покажет, стала ли страна полноправным членом мирового сообщества и заняла ли в нем подобающее себе место.

Очень может статься также, что роль международного посредника и миротворца Москва вскоре просто вынуждена будет взять на себя, причем в гораздо более крупном масштабе. Вашингтон в сложившихся условиях вряд ли сможет вести себя адекватно в отношении всего или части арабского мира. Готовящаяся американская акция возмездия может иметь угрожающий масштаб и, главное, непредсказуемые последствия. Ее мишенью волей-неволей станут не неуловимые террористы, а население стран Ближнего и Среднего Востока. Кому-то в этой ситуации придется служить посредником, хотя бы ради того, чтобы акция возмездия не положила начало новому витку насилия. По сути же необходимо посредничество между Востоком и Западом, которые всё меньше понимают друг друга. А кому как не России этим заниматься? Нам не привыкать.

Выбор читателей