Московские компостеры стали прожорливей

Не начнет ли дорожать общественный транспорт такими темпами, что его основное положительное качество – доступность – будет сведено на нет?

Можно сколько угодно аргументов привести в пользу того, что Москва – европейская столица с высоким уровнем жизни. Высоким – в смысле высоких цен практически на всё. Жилье, продукты, одежда, транспорт, связь...

Дорогие москвичи! Поздравляю вас с ежегодным увеличением стоимости одной поездки в общественном наземном транспорте. Ура, товарищи! Могу поспорить на что угодно, что метро не преминет поступить так же через месяц-другой.

Ежедневно с экранов телевизоров москвичам рассказывают, что их затраты оплачивает "добрый дядя". Коммунальные услуги и транспорт дотируются из столичного бюджета в силу невозможности горожан (нехилая часть которых находится за чертой бедности) оплачивать их полную стоимость. Но рубль довольно бодро продолжает обесцениваться относительно роста цен. Роста заработной платы при этом не намечается. Что ж, москвичи – люди привычные: рублем больше, рублем меньше – этим их не испугаешь. При общей картине постоянного удорожания жизни в Москве это несущественно.

С 25 сентября в Москве увеличены тарифы на проезд в городском наземном общественном транспорте. Соответствующее постановление "в целях обеспечения стабильной работы наземного городского пассажирского транспорта" подписал мэр столицы Юрий Лужков.

Стоимость одной поездки или провоза одного места багажа в автобусе, троллейбусе и трамвае теперь составляет четыре рубля вместо трех, а при покупке билета у водителя надо платить пять рублей вместо четырех. Оплата за проезд пассажиров на пригородных маршрутах Москвы рейсами автобусов общего типа отныне взимается в размере 80 копеек за каждый пассажиро-километр, а автобусов с мягкими откидными сиденьями – в размере 1 руб. 20 коп. за пассажиро-километр.

Стоимость единого билета на четыре вида транспорта, включая автобус, троллейбус, трамвай и метро (но не более 70 поездок на метрополитене) теперь составляет 320 рублей в месяц. Проездные билеты на один вид транспорта – автобус, троллейбус или трамвай – сроком на календарный месяц стоят 170 рублей, на квартал – 450 рублей.

На сегодня столичный общественный транспорт – безусловный лидер в деле перевозки пассажиров. Он обслуживает 80% всех желающих, остальной пассажиропоток приходится на частные автомобили. В Москве 493 автобусных маршрута, в том числе 17 открытых в последние три года, 85 троллейбусных и 38 трамвайных. Их общая протяженность – 6398 км, причем особенно впечатляет то, что все они уместились внутри кольца МКАД длиной всего-то 109 км! Ведь половина маршрутов в Москве сейчас чисто номинальная, и эту номинальную часть можно было бы отменить, сделав другие маршруты более удобными и чаще работающими, особенно в часы пик. Каждый день наземный пассажирский транспорт перевозит более 13 миллионов человек – полторы Москвы. Естественно, такая орава требует мощного транспортного парка – ежегодно необходимо не менее 500 автобусов, 180 троллейбусов, 70 трамваев; с автобусами ситуация еще туда-сюда, их в 1996-1999 гг. получено 1806, а с остальным... "Рогатых" поступило 238 штук, трамваев – 104. Кроме того, в городе работают 3500 "маршруток" на 540 линиях да еще 4500 легковых такси. Претензии к тому, как в Москве работает общественный транспорт, есть – и у трамвайщиков, и у тех, кто любит автобусы, и вообще у всех тех, кто нормально относится к транспорту. Общественный транспорт городу необходим. Оттого, что он недостаточно развит, Москва захлебывается в потоке частных автомобилей.

По мнению журнала "За рулем", москвичи активно пересаживаются в собственные легковушки: по прогнозам специалистов, через 10-20 лет на общественный транспорт будет приходиться менее половины пассажиропотока. Так что, возможно, приведенные показатели останутся рекордными в истории мегаполиса.

А пока мы с удовольствием, а может быть и без оного, пользуемся наземным общественным транспортом. Даже счастливые обладатели автомашин иногда отдают предпочтение поездке в автобусе или трамвае. Ведь с головной болью или при наличии признаков вчерашнего веселья не очень-то хочется самому садиться за руль. Поэтому доверяем мы свою драгоценную жизнь водителям общественного транспорта в надежде на спокойную неспешную поездку. Но водитель – везде водитель. Встречаются среди них и лихачи, и неопытные новички, и те, кто вышел на работу "с бодуна". Главное управление ГИБДД России обнародовало данные об аварийности общественного транспорта. С января по август прошлого года по вине водителей автобусов совершено почти 2000 ДТП, в которых погибло 327 и ранено 2665 человек. В сравнении с аналогичным периодом 1999 года количество ДТП и число пострадавших в них увеличилось на 1,8 и 2,2% соответственно. Вот вам и спокойствие. Правда, если сравнивать с числом жертв частных автомобилей, то картина будет не такая уж удручающая.

Общественный наземный транспорт в Москве остается самым доступным для всех категорий жителей столицы. А новые комфортабельные автобусы, которые "присмотрел" для города Лужков на прошедшем "Автосалоне-2001", обещают окончательно склонить чашу весов к поездкам в общественном транспорте.

И напоследок вспомнился мне анекдот. Студент спрашивает у своей девушки: хочешь прокатиться на большой машине с мощным мотором? Конечно, хочу, – отвечает девушка. – Тогда пошли на автобусную остановку.

Интересно, останется ли актуальным этот анекдот через десяток-другой лет? Не начнет ли дорожать общественный транспорт такими темпами, что его основное положительное качество – доступность – будет сведено на нет?

Выбор читателей