Родину нельзя продать. Можно только поделить

Нынешний Земельный кодекс регулирует оборот всего 2% земель – это участки в населенных пунктах (в том числе приусадебные и дачные участки), а также т.н. промышленные земли (под предприятиями)

За валом событий по ту сторону Атлантики и ожиданием их отзвука уже на нашем континенте как-то тихо и незаметно произошло то, чего с нетерпением ожидали многие в нашей стране. Одни с надеждой, другие с ужасом. 20 сентября Госдума приняла-таки Земельный кодекс в третьем чтении. Приняла на удивление быстро (257 голосов "за", 130 – "против"), но не без очередного аграрно-коммунистического всплеска эмоций. Оно и понятно: мать (землицу-кормилицу) продают! Как же товарищам не воспользоваться таким замечательным поводом, чтобы себя показать, пока о них совсем не забыли! Хотя, казалось бы, чего суетиться? – во-первых, последнее чтение всегда уже "техническое", при котором идет не столько семантическая, сколько лакировочно-лингвистическая правка (попытка левых вернуть кодекс во второе чтение изначально была обречена на провал), а во-вторых, интересы трудового крестьянства, столь страстно защищаемые левым меньшинством, сей законопроект не затрагивает.

Последнее обстоятельство коммунистам удобно не замечать. Между тем правила оборота земель сельскохозяйственного назначения будут определены в отдельном законе, рассмотрение которого планируется на декабрь. Самостоятельные нормативные акты предполагается принять и по землям водного и лесного фондов. Так что нынешний Земельный кодекс регулирует оборот всего 2% земель – это земельные участки в городах и других населенных пунктах (в том числе приусадебные и дачные участки), а также т.н. промышленные земли (под предприятиями). Все эти земли могут теперь свободно покупаться и продаваться физическими и юридическими лицами (участки, на которых располагаются индивидуальные постройки, бесплатно закрепляются в собственности их фактических владельцев). Вообще говоря, принятый закон не содержит чего-то принципиально нового, а тем паче революционного. Из трех составляющих права собственности – владение, пользование, распоряжение – только последнее право формально до сих пор не является непосредственно реализуемым. Однако в действительности рынок земли давно существует, чего не могут не знать и что при всем желании не в силах изменить самые пламенные, самые твердолобые адепты идеи непродажности Родины. Соответствующие сделки купли-продажи оформляются с помощью различного рода обходных схем. Вот уж где благодатная нива для наших неподкупных чиновников! Новый же закон призван ввести рыночные процессы в этой сфере в цивилизованное правовое русло. Даже как-то неловко повторять, что, выступая – как всегда от имени народа – против данного закона, коммунисты, получается, пекутся о благополучии коррупционеров. "Предательством национальных интересов" назвал принятие закона тов. Зюганов. О как!

Вопреки приватизационным ужастикам, рисуемым коммунистами, после окончательного принятия Земельного кодекса вообще вероятен зигзаг в прямо противоположную сторону. Дело в том, что с началом действия закона неизбежна, очевидно, определенная инвентаризация частных земельных владений, тогда как в ходе предшествующей "дикой" приватизации в частных руках оказалось немало земель общего пользования. Теперь, не исключено, многие такие участки, неправедным путем отхваченные в свое время ловкими людьми, будут у них изыматься (подчеркнем: на совершенно законных основаниях).

Чего новый Земельный кодекс вносит действительно нового, так это практическое уравнивание в правах на земельную собственность нерезидентов с резидентами (ограничения для иностранцев касаются, главным образом, приграничных земель). Необходимость этой меры, думается, не нуждается в дополнительных разъяснениях. Какой же психически здоровый зарубежный инвестор будет строить у нас заводы, не имея прочных гарантий? А наилучшая гарантия – это законодательно защищенная собственность на землю. Тем не менее, именно указанное положение кодекса вызывает наиболее яростные филиппики. Приступы ксенофобии охватывают даже вполне вменяемых политиков.

Вот, например, Михаил Лапшин, председатель правления Аграрной партии. (Необходимо напомнить, что три года назад отечественные аграрии фактически раскололись: одни – ведомые Лапшиным – вошли в блок ОВР, другие – во главе с Николаем Харитоновым – остались верны союзу с КПРФ; однако по вопросу о Земельном кодексе "лапшинисты" и "харитоновцы" выступают по существу солидарно, хотя ОВР – вместе с другими центристскими, а также правыми фракциями – в целом голосовал по законопроекту "за".) Упаси Господь, г-н Лапшин вовсе не против иностранных инвесторов, но очень боится, что ушлые империалисты землю скупят, а инвестировать не станут. У-у-у, гниды... Кроме того, в интервью ВВС аграрный лидер поведал о своих опасениях по поводу того, что землицу в России начнут прикупать... международные террористы. На недоуменный вопрос корреспондента (мол, зачем?) последовал резонный ответ: а чтобы свои поганые базы у нас создавать!

Все это было бы довольно грустно, если бы уже не было смешно. Между тем вопрос о запрете продажи земли иностранцам – первый вопрос инициируемого ныне Аграрной партией референдума. Второй вопрос – о закреплении в государственной муниципальной собственности земельных участков в пределах населенных пунктов (то есть тех земель, которые по новому кодексу пускаются в свободный оборот). Наконец, третий вопрос – о введении 10-летнего моратория на куплю-продажу сельскохозяйственных угодий. Само собой, сию инициативу поддержат коммунисты, которые, кстати говоря, объявили о проведении 5 октября "всероссийской акции протеста" против Земельного кодекса (любопытно, что перед стенами Госдумы 20 сентября протестовать вышло от силы 200 человек – на всенародное негодование как-то не тянет).

Едва ли вся затея с референдумом, равно как и попытки заблокировать законопроект в Совете Федерации имеют какие-то шансы на успех. Заседание верхней палаты парламента намечено на 10 октября. В принципе некоторые корректировки, не затрагивающие принципиальных положений кодекса, еще возможны. Однако большинство наблюдателей полагают, что закон будет одобрен сенаторами, редко теперь выказывающими антикремлевский гонор, вообще без изменений. А там – на подпись президенту, и полный вперед! Но, повторим, нормы закона касаются только 2% земель. Жарких баталий следует ожидать через три месяца, когда речь пойдет о регулировании оборота земель сельхозназначения. Уж здесь-то коммунисты с аграриями и подавно встанут на дыбы. Продавать мать никак нельзя! Можно лишь передавать ее желающим в пользование.

На поверку же, как и в случае с собственно Земельным кодексом, позиция левых обнаруживает лицемерное лукавство. Тот же Лапшин, не говоря уже о Харитонове, отстаивая запрет на куплю-продажу сельхозугодий, утверждает, что крестьянам необходимо дать время, чтобы "закрепиться на земле" – иначе, мол, она окажется в руках латифундистов. А у кого, позвольте полюбопытствовать, эта земля сейчас? Не секрет, что, как правило, земельные паи находятся в полном ведении председателей колхозов. А крестьянам как пообещали землю в 1917 году, так до сих пор и кормят баснями. Может, уже хватит?

В сотый раз пережевывать все это в общем-то даже скучно. Но ведь, поди ж ты, приходится. Нет, в самом деле: ну сколько еще можно решать земельный вопрос в России? 10, 20, 50, 100 лет? "Взять всё, да и поделить..." А что? Хотя бы так – какое-никакое, а все же решение.

Выбор читателей