Альбом 15-летней выдержки

Альбом Стива Хэккетта "Feedback" был записан в 1986 году, однако широкой публике представлен только сейчас. Также есть новости для любителей звучания a-la ранний King Crimson

Steve Hackett – "Feedback’86" (2001).

Альбом, записанный Стивом Хэккеттом (ex-Genesis) еще в 1986 году, однако увидевший свет только сейчас. По непонятным причинам практически готовая фонограмма 15 лет "добирала градус" где-то в архивах, хотя уже только состав "группы поддержки" вызывает уважение и здоровый интерес: при записи пластинки (помимо "штатного" клавишника Ника Магнуса) мистеру Хэкетту помогали Chris Thompson, Brian May, Ian Mosley, Pete Trewavas, Bonnie Tyler... Интересно, что содержание, как выясняется, вполне соответствует громкой заявке. Такое впечатление, что буржуи (на издающих фирмах) просто зажрались – диск получился в чем-то даже выразительнее, чем, к примеру, "Defector" или "Cured".

Первый трек альбома – "Cassandra" – некое подобие авторизованной переработки клэптоновской "Лайлы" в исполнении Derek & The Dominoes – припевные подвывания сводного хора походят одно на другое, да и партия бас-гитары построена в сходных гармониях (если вслушаться); впрочем, ритм-секция Marillion вносит посильную лепту в то, чтобы дорожка по возможности выглядела как продукт их группы. Окончательную неразбериху довершает Chris Thompson (ех-Manfred Mann’s) – его пение в одной отдельно взятой композиции походит на характерный вокал... "легенды русского рока" Александра Барыкина. "Карнавал", играющий вместе с Marillion, вообразить крайне трудно; тем непривычнее результат. Еще две песни, записанные "в расширенном составе", – "Prizefighters" и "Slot Machine". Первая из них – дуэт Томпсона с Бонни Тайлер (для записи был также приглашен симфонический оркестр Фила Хендерсона). Результат – пафосная рок-баллада в стилистике, близкой к сольным работам певицы. Вторую – "Slot Machine" – Стив сочинил в соавторстве с Брайаном Мэем (который в дополнительном представлении не нуждается). Присутствие гитариста Queen столь велико, что вещь выглядит как соло-сингл Мэя, по ошибке включенный в альбом Хэккетта (который здесь всего лишь на подпевках). Содержание остальных пяти композиций вполне могло быть растаскано на бонусы к другим пластинкам Стива: "Notre Dame..." так и просится в "Momentum", а заключительная "The Gulf" могла бы стать еще одной дорожкой в "Till We Have Faces" (гораздо больше, впрочем, эта вещь сгодилась бы для "дженезисовских" "Duke" или "Abacab").

К особенностям записи (по сравнению с другими пластинками Хэккетта) можно отнести чуть "вынесенные вперед" вокалы и гитары; возможно, мастер-лента была перемикширована под требования сегодняшнего дня. Остается неясным, отчего приличный материал не был издан сразу, тем более что на счету Хэккетта "провальных" программ практически никогда не было. Вероятная причина кроется в том, что в 1986 году Хэккетт работал также в составе проекта GTR вместе со Steve Howe и Jonathan Mover (представив слушателям значительно более американизированный, с моей точки зрения, арт-рок). Вполне возможно, что появление на рынке одновременно двух проектов с участием Хэккетта могло повредить коммерческому успеху одного из них, тем более что ходили упорные слухи о готовящейся записи второго альбома GTR. Однако GTR все-таки распалась, невзирая даже на неоправданную жертву со стороны Стива – а 15 лет спустя его сольный диск все же нашел своего слушателя... В качестве призового бонуса для владельцев персональных компьютеров прилагаются несколько MP3-файлов (наибольший интерес представляют выжимки из редких сольников Иана Макдональда и Честера Томпсона) и почти 20 минут видео (правда, весьма любительского качества) – концерт 1996 года в Японии "Tokyo Tapes ’96" по горячим следам CD "Genesis Revisited".

Издатель в России– G&P Music, 2001 г.
Оценка – ****.


Epitaph – "Epitaph" (1970)

Смешанный германо-британский коллектив с "жизнеутверждающим" названием Epitaph образовался в самом начале 1970 года в Дортмунде. Там, в репетиционном зальчике в полуподвале музыкального клуба "Fantasio" встретились Cliff Jackson (voc, g), James McGilvray (dr) и Bernd Kolbe (bass). Совместные "подпольные" джемы вылились в итоге в материал дебютной пластинки, записанной летом 1970 года в Ганновере; в процессе записи к группе присоединился четвертый участник – гитарист Klaus Walz. В меру "завернутый" импровизационный блюз-рок (где-то неподалеку от раннего Wishbone Ash и Colosseum) составил основу четырех композиций; еще одна (вторая в трек-листе) – "Visions" – возникла явно под влиянием "ранних" King Crimson, точнее, их композиции "Epitaph" с первого альбома. Особое сходство нежным балладам в обоих случаях придал меллотрон (здесь его партию отыграл басист Kolbe). Скорее всего, бросающееся в глаза совпадение названий также не случайно...

К радости поклонников, группа не ограничилась выпуском одной пластинки; распадаясь и объединяясь вновь, она просуществовала до 1983 года, после чего музыканты все-таки разошлись окончательно. Наибольшей известности из оригинального состава "Эпитафии" достиг барабанщик Джеймс МакГиллврэй. Он несколько раз покидал группу, и в 1975 г. при записи очередной пластинки его подменял ударник ELOY Fritz Randow. Невредно вспомнить, что несколько лет спустя МакГиллврэй занял в том самом ELOY вакантное место барабанщика – но это так, для справки...

Издатель – ADA Sound Ltd/Projector Music Series, 2001 г., ADASD 07250.
Оценка – ***.


В.-А.Моцарт – Лучшие фортепьянные сонаты (серия "Шедевры музыкального искусства")

Программа-минимум музыкального ликбеза для тех, кто ощущает себя "крутым", заявляя, что слушает классику, включает, как правило, несколько обязательных постулатов. Все знают, что И.-С.Бах является автором огромного количества произведений для органа, в т.ч. общелюбимой Токкаты и фуги Ре-минор (неплохо будет, если при этом вспомнят еще хоть кого-нибудь еще из "органных" композиторов); самый знаменитый скрипичный цикл Вивальди – "Времена года". Общеизвестно, что Бетховен является автором "Лунной сонаты" и 9-й симфонии, а Моцарт сочинил однажды "Маленькую ночную серенаду" (Serenade №13 in G) и написал Симфонию №40 (G minor). На просьбу вспомнить какое-либо фортепьянное произведение Моцарта все, не колеблясь, назовут "Турецкий марш". Однако популярное рондо есть финал (третья часть) сонаты №11, написанной композитором под впечатлениями от посещения Парижа, и на данной пластинке вы можете услышать ее полностью. Сонату №14 не слишком искушенный слушатель может принять за творение Бетховена – ее гармонии и строй сходны с произведениями другого великого композитора... По поводу двух остальных сонат (№16 и 17) собственных впечатлений возникло не так много (подобно большинству слушателей Моцарта, я предпочитаю его симфонические труды), поэтому мне остается согласиться с заглавием пластинки. Остается поверить, что в нее вошли действительно лучшие фортепьянные сонаты Моцарта – в конце концов, подбор репертуара при составлении, наверное, не был произвольным?

Издатель – "Росмэн-Аудио"/РОФФ, 2001 г., РТ/РА 04 19.

Выбор читателей