Реанимация мер безопасности в авиации

После страшных терактов, совершенных террористами-камкадзе 11 сентября в США, авиакомпании мира усиливают меры безопасности как на внутренних так и на международных рейсах

После страшных терактов, совершенных террористами-камкадзе 11 сентября в США, Международное агентство по авиаперевозкам (ИКАО) призвало расширить обмен информацией для предотвращения попыток угона самолетов. Генеральный директор агентства Пьер Жанньо на совещании в Монреале также предложил ввести биометрическую проверку пассажиров, то есть сличать такие уникальные характеристики человека как отпечатки пальцев и радужную оболочку глаза. Правда, пока неясно, кто будет платить за новые меры безопасности, многие из которых находятся еще в стадии разработки.

Президент США Джордж Буш, между тем, как ожидается, должен объявить о введении ряда дополнительных мер безопасности на внутриамериканских рейсах. Прежде всего, они включают укрепление дверей в кабинах пилотов и присутствие вооруженных агентов федеральных спецслужб на внутренних рейсах, чтобы воспрепятствовать возможным акциям воздушных пиратов. Однако просьба профсоюза гражданских летчиков, который призвал разрешить пилотам брать с собой в рейс оружие, по всей видимости, будет отвергнута администрацией.

В то же время, американские власти уже начали внедрять ряд дополнительных мер безопасности в аэропортах. В частности, тщательно проверяются биографии и послужные списки персонала. Еще до недавнего времени в аэропортах багаж проверяли низкооплачиваемые сотрудники специальных агентств, которые в свою очередь нанимали совершенно случайных людей. Отныне надзор за теми, кто проверяет багаж и ручную кладь в аэропортах, осуществлялся федеральными органами.

С тем, что усиленные меры безопасности следует принимать в аэропортах при посадке пассажиров, а не на самих самолетах согласны и британские пилоты. По словам представителя Ассоциации пилотов Великобритании "лучший способ остановить террористов - не допустить их посадки в самолет".

Принимаемые сейчас усиленные меры безопасности вплоть до сопровождения лайнеров вооруженной охраной, не смогут полностью обезопасить пассажиров от угонщиков, утверждает ассоциация. "Террористы в большинстве случаев готовятся профессионально и знают, где находится охрана", - сообщил ее представитель. Ассоциация считает, что ужесточение таможенного контроля и более тщательный личный досмотр резко сократит количество угонов пассажирских авиалайнеров.

Что касается внештатной ситуации, то до настоящего времени каких-либо официальных правил, которыми ВВС США могли бы руководствоваться в случае захвата пассажирских самолетов в воздушном пространстве Соединенных Штатов, разработано не было. Теперь два генерала ВВС США - Ларри Арнольд и Нортон Шварц - получили исключительные полномочия по защите страны от возможного повторения кровавых событий, произошедших 11 сентября.

Согласно распоряжению президента Буша, им разрешено отдавать приказы о ликвидации захваченных террористами коммерческих самолетов, угрожающих безопасности американских городов, без предварительного согласования с главой государства. Принимать подобные решения военачальники могут в тех случаях, когда до атаки террористов остаются считанные секунды и на согласование действий непосредственно с главой Белого дома просто нет времени.

В России проблемы безопасности стоят не менее остро. И каждая авиакомпания решает их своими силами. Вот, что рассказал корреспонденту "Yтра" ведущий PR-менеджер авиакомпании "Волга-Днепр" Александр Степаненко.

Компания регулярно проходит проверки на безопасность полетов не только со стороны российских авиационных властей, но и властей США, Великобритании и других стран. В последние годы серьезных замечаний к нам не было. В этом отношении мы работаем очень ответственно, поскольку наш бизнес во многом зависит от того, в каком состоянии пребывают наши самолеты, которые практически каждый день находятся в воздухе, перевозя грузы по всему миру.

Перед полетом обязательно проводится предполетная проверка экипажа на пригодность управления воздушным судном. У нас очень жесткая система, и малейшее сомнение в том, что человек готов выполнять рейс, приводит к отстранению от полета. Мы имеем мощную предполетную подготовку, методический кабинет, где моделируется различного рода ситуации. Есть даже штатный авиационный психолог – уникальная должность в России, который работает со всеми экипажами. Надо сказать, что часть требований, которых собираются внедрять Соединенные Штаты – это для нас не новость. Но любые дополнительные требования к авиационной безопасности можно только приветствовать.

В российской гражданской авиации в настоящее время не существует практики выдачи оружия членам экипажа самолета. Был такой период в 70-х годах, когда некоторые наиболее популярные направления гражданской авиации сопровождались милиционерами. От этого, правда, довольно быстро отказались. Сейчас данный вопрос практически не регулируется действующими нормативными актами. Выходить с подобными инициативами необходимо Министерству транспорта, Государственной службе гражданской авиации. Пока же такой практики нет ни у нас, ни у западных компаний. (Что касается западных компаний, то у них, по всей видимости, скоро будет.)

Практика сопровождения нашей службой безопасности тех или иных грузов присутствует. Если есть просьба от заказчика, то наши представители будут присутствовать на борту при осуществлении перевозки какого-то конкретного груза. Если сопровождающие груз лица летят нашим самолетом, это оговаривается в контракте. Данные лица проходят проверку перед посадкой в самолет, и никаких проблем по этому поводу у нас никогда не возникало. Это стандартная процедура.

Регулярно проводятся учения для отработки действий экипажа при вынужденной посадке (приводнению) и автономном существовании в условиях труднодоступной местности. Последние учения прошли совсем недавно. Все мероприятия осуществляются под контролем инструкторского состава. При отработке упражнений инструктор создает различные элементы аварийных ситуаций, требующих от экипажей проявления таких качеств, как психологическая устойчивость к неожиданным ситуациям, принятие быстрых и правильных решений в создавшихся условиях, умение четко выполнять свои обязанности под воздействием стресса, грамотно руководить пассажирами.

Автономное существование на водной поверхности с использованием сигнальных и радиотехнических средств, обеспечение питания и водообеспечения в различных нештатных ситуациях, строительство временного жилья, мероприятия по профилактике и лечению заболевания и оказанию экстренной медицинской помощи - вот далеко не полный перечень задач, отработанных в программе учений.

Пока все идет штатно, по плану. Да, большой резонанс это вызвало на Западе, где идут большие сокращения персонала гражданский авиакомпаний. Пока на нас это не оказало решающего влияния, поскольку мы перевозим уникальные и негабаритные грузы, которые невозможно перевезти другим видом транспорта. Мы от последних событий не зависим.

К сожалению, не у всех авиакомпаний дела обстоят подобным образом. Для сравнения приведем пример одной из украинских авиакомпании.

Летный коллектив ОАО "Авиакомпания "Национальные Авиалинии Украины", передает Korrespondent.net, заявил, что не сможет обеспечить безопасность полетов на самолетах компании. Причина в социальной напряженности в коллективе, связанная в первую очередь, с большой задолженность по заработной плате (более 1,5 лет).

Кроме того, говорится в открытом обращении, "в компании отсутствуют элементарные условия и помещения для подготовки к полетам, отдыха резервных экипажей". Невозможность обеспечения безопасности при полетах объясняется также "непрофессионализмом, некомпетентностью и не желанием руководства авиапредприятия в решении важнейших вопросов, связанных с этой проблемой".

Летный коллектив поясняет свою позицию также "авантюрными и преступными действиями президента "Национальных авиалиний Украины" в финансово-хозяйственной деятельности авиапредприятия.

Фото AP © 2001 Associated Press

Выбор читателей