"Система" объединяется

На прошлой неделе руководство объединенного "МТУ-Интел" сделало сенсационное заявление: компания начинает реализацию крупномасштабных проектов, связанных с созданием собственных контент-ресурсов

"МТУ-Интел" поставил Точку в выборе провайдера.

Российский интернет-рынок продолжает переживать качественные изменения, которые на сей раз связаны с крупнейшим игроком на рынке телекоммуникаций – АФК "Система". На прошлой неделе состоялось слияние двух крупнейших интернет-провайдеров – "МТУ-Интел" и "ПТТ-Телепорт Москва", входящих в холдинг "Система Телеком". Сделка по объединению готовилась более года. "МТУ-Интел" (такое название носит объединенная компания) рассматривается "Системой" как опорная структура на рынке доступа в Интернет. Относительно задач объединенной компании президент "Системы Телеком" Александр Гончарук сказал: "Мы рассчитываем, что она не только упрочит свои ведущие позиции в Москве, но и станет лидером в масштабе страны".

Одно из важнейших преимуществ нового объединения состоит в том, что благодаря объединенным возможностям и ресурсам оно позволяет охватывать все секторы рынка интернет-услуг. До слияния двух компаний позиции "МТУ-Интел" были сильны в коммутируемом доступе. Компания владеет крупнейшим в России модемным пулом в 6000 линий и имеет среди российских провайдеров самое большое число абонентов (более 300 тыс. человек). При этом основной конкурент – "Голден Телеком (торговая марка "Россия-Он-Лайн"), уступая по количеству обслуживаемых физических лиц, опережал "МТУ-Интел" в корпоративном секторе. Объединение с "ПТТ-Телепортом", преуспевшим именно в сфере обслуживания корпоративных потребителей интернет-услуг, позволило "МТУ-Интел" получить более 3000 клиентов постоянного доступа. По данным "Комкона", "МТУ-Интел" после объединения контролирует более 26% рынка корпоративных и более 35% рынка частных пользователей Интернета. Это очень высокие показатели, особенно если учесть, что в Москве более сотни интернет-провайдеров.

Объединенный провайдер получил в распоряжение уникальный для российского рынка набор технологий интернет-доступа, что явилось еще одним важнейшим результатом объединения. В арсенале компании, помимо традиционного для "МТУ-Интел" коммутируемого доступа, теперь есть постоянный доступ по выделенным медным, волоконно-оптическим и радиоканалам. Но самое главное – "МТУ-Интел" передана услуга "Точка ру" – доступ в Интернет по технологии ADSL. Ранее реализацией этого проекта занималась компания "ПТТ-Телепорт".

Специалисты рассматривают ADSL как одну из наиболее перспективных технологий доступа для России, рассчитанную на массового пользователя. Постоянный и высокоскоростной доступ (до 7,5 Мбит/c) реализуется на основе обычной телефонной линии, оставляя ее свободной для телефонных разговоров, параллельно с постоянным доступом в Интернет.

Поляризация рынка

Характерной особенностью консолидации собственных интернет-активов, произведенной АФК "Система", стала более очевидная поляризация московского интернет-рынка. В итоге основными игроками и конкурентами на нем становятся два крупнейших холдинга – "Система" и "Альфа". Китам телекоммуникационного бизнеса не привыкать конкурировать друг с другом. Так, компании "Мобильные ТелеСистемы" ("дочка" АФК "Система") и "Вымпелком" (акционером которого является "Альфа Эко") давно остаются крупнейшими игроками и давними конкурентами на московском сотовом рынке.

"Система" и "Альфа" имеют собственные сети доступа, тесно интегрированные в международный Интернет. Важнейшие ресурсы "Системы" – МГТС, а также "МТУ-Информ", один из крупнейших телефонных операторов. "Альфа ("Голден Телеком") для обеспечения доступа использует соединительные линии оператора "ТелеРосс", владеющего в Москве собственной волоконно-оптической сетью, а также ресурсы, арендованные у других операторов, в том числе и у МГТС.

"Система" и "Альфа", похоже, еще очень долго будут оставаться основными игроками на московском интернет-рынке. Третьей силы, близкой к этой паре по ресурсам и возможностям и способной изменить ситуацию на столичном рынке, пока не видно.

Рост аудитории в регионах

Однако Интернет в России будет прирастать не одной только столицей. По мнению экспертов, в Москве, на долю которой еще 2-3 года назад приходилось более половины всего российского интернет-рынка, а аудитория пользователей глобальной Сети ежегодно удваивалась, дальнейший рост Интернета будет не таким быстрым. В регионах картина выглядит иначе – рост интернет-аудитории только начинается. Поэтому для крупных интернет-операторов сегодня крайне необходимо расширять региональную составляющую. Для основного конкурента "МТУ-Интел" "Голден Телекома, в лице "России-Он-Лайн", задача регионального присутствия в значительной степени решена. Часть региональных проектов "РОЛ" получила в наследство от "Совам Телепорта", часть – после приобретения "Ситилайна". Услуги доступа в Интернет под маркой "РОЛ" предоставляются более чем в 33 городах России.

"Системе" только предстоит начать проникновение в регионы. Тактика похода пока не разглашается. Возможно, наибольший интерес для "Системы", в лице "МТУ-Интела", могут представлять независимые компании, имеющие собственный или арендованный технический ресурс для доступа во Всемирную Паутину. Такие компании, как правило, не имеют большой абонентской базы и остро нуждаются в свободных средствах. А поэтому и цена на них не может быть заоблачной. У "Системы", таким образом, есть все возможности, чтобы обеспечить быстрое и относительно малозатратное проникновение в регионы. Наиболее привлекательными для инвестирования, по мнению экспертов, считаются Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов, Самара и Екатеринбург.

Новый этап развития контент-проектов

На прошлой неделе руководство объединенного "МТУ-Интел" сделало сенсационное заявление: компания начинает реализацию крупномасштабных проектов, связанных с созданием собственных контент-ресурсов. До последнего времени к любым проектам создания собственного контента "МТУ" относился более чем сдержанно, особенно если речь шла о необходимости крупных инвестиций. Сегодня речь идет об окончательной реабилитации контент-сегмента. Связано это в первую очередь с тем, что ценность ресурсов в настоящее время определяется исходя из их реальной стоимости. Другим благоприятным фактором для развития контента является стремительный рост аудитории российского Интернета. В этой ситуации создание новых или приобретение уже действующих контент-проектов выглядит для оператора доступа вполне логичным.

В заключение стоит отметить, что новое подразделение "МТУ-Интел" – департамент медийных проектов – возглавил Хачатур Арушанов, ранее работавший в "Голден Телеком".

Выбор читателей