Блистательная премьера

Камерный оперный театр Бориса Покровского возобновил постановку одного из самых выдающихся своих спектаклей – "Ростовского действа" митрополита Димитрия, написанного в XVII веке

Московскому государственному академическому Камерному музыкальному театру, созданному Борисом Александровичем Покровским, в январе 2002 года исполняется 30 лет. Кроме того, январь будущего года ознаменуется 90-летием мэтра, одного из самых прославленных деятелей в истории русского и советского оперного театра.

К этим событиям приурочена возобновленная премьера поставленного ровно двадцать лет назад "Ростовского действа" святого митрополита Димитрия Ростовского, о которой мы расскажем ниже.

Борис Покровский родился 23 января 1912 года в Москве, в семье учителя. Музыке будущий знаменитый оперный режиссер учился у самой Е.Ф.Гнесиной, а затем продолжил образование в Гнесинском училище и в 1937-м окончил режиссерский факультет ГИТИСа. Начиная с 1943 года работал в Большом Театре, где с 1952 по 1963 и с 1970 по 1982 годы был главным режиссером. В 1972 году им был организован камерный оперный театр, ныне знаменитый на весь мир.

Всего за свою карьеру, достойную книги рекордов Гиннеса, Борис Покровский поставил более 175 оперных спектаклей. Он награжден всеми мыслимыми орденами и премиями, в частности является четырежды лауреатом Сталинской премии I степени, а также Ленинской, Государственной, "Золотой маски" и т.п.

Покровский всю жизнь преподает оперное искусство, пишет о нем книги и, что самое удивительное, несмотря на столь солидный возраст, до сих пор работает в театре.

Подтверждением этому стала очередная премьера в Камерном музыкальном театре его имени, состоявшаяся в последних числах сентября, – "Ростовское действо".

Прелесть камерного театра в том, что в зале, рассчитанном всего на 200 мест, создается атмосфера интимности, так называемый "эффект присутствия". Зритель здесь полностью вовлечен в спектакль, сцена может менять свое расположение в соответствии с замыслом режиссера, дирижер свободно общается не только с музыкантами, но и с артистами, а все актеры в труппе (всего их около пятидесяти) – чуткий ансамбль певцов-солистов. Не случайно в Камерном театре Покровского еще в "застойном" 1979 году была поставлена опера столь нелюбимого советской властью Б.Бриттена, где идея зрительского сотворчества доведена до предела. В поставангардном спектакле "Давайте создадим оперу" в первом акте зрители под руководством дирижера разучивают песенки, а во втором вместе с актерами исполняют их.

Отчасти эта же авангардная идея сопутствует возобновленной постановке "Ростовского действа". Это музыкальное представление в двух частях с прологом и эпилогом полностью подчинено законам театра XVII века. Почти 300 лет назад из-под пера Даниила Туптало, получившего известность под именем святого Димитрия Ростовского, энциклопедиста и церковного деятеля раннего петровского времени, явилась "Комедия на Рождество". Эта одна из двух дошедших до нас его знаменитых театральных пьес, в первоначальном текстовом оригинале занимающая до 6 часов, была написана для учеников греко-латинских духовных школ того времени.

Театральные каноны русских пьес XVII века нынешнему зрителю кажутся непривычными. Это были представления только назидательного содержания, со вступительным и заключительным словом, вмещающие как собственно персонажей, так и присущие античным трагедиям аллегорические фигуры, например, чувства, а также обязательные хоры от имени потусторонних сил.

Поскольку за образец были взяты древние трагедии, время в пьесах может двигаться нелинейно, поворачиваться вспять или останавливаться. В сознании современников подобное "действо" было вполне оправданно, поскольку относилось к сюжетам из библейской истории, ведь с театром как таковым церковь всегда враждовала, обвиняя актеров и скоморохов в "лицедействе", то есть искажении в себе образа Божия. Димитрий Ростовский написал пьесу специально для театра, хотя язык "Комедии на Рождество" настолько близок к церковно-славянскому, что зрители могут и не совсем понимать его. Однако этот недостаток целиком нивелируется потрясающей музыкой XVII века, заставляющей усомниться в том, что окно в Европу было столь необходимым, как это казалось Петру и его сподвижникам, к которым относился и ростовский митрополит.

Современное прочтение или театральное исполнение русских песен и хоралов трехсотлетней давности настолько погружает в ту эпоху, что зритель чувствует себя участником совершенно особенного действа. Б.Покровскому, а также музыкальному реставратору Е.Левашову, совместно с труппой, удалось воссоздать художественный мир XVII века с неповторимым шармом. В этом авторам помогла, без сомнения, и сама материя пьесы Димитрия Ростовского.

Дело в том, что, благодаря последующей истории развития театра, его предельного усложнения во всех направлениях опера воспринимается уже как мощный авангард. Ее риторические приемы успешно миновали виток отрицания современным театром, а затем, как бы по спирали, вернулись к своему первообразу, к театру как мистическому воссозданию утраченной божественной гармонии, театру как языческому таинству.

В принципе, для православного автора, каким был святой Димитрий, подобный эффект был бы весьма нежелателен, но учитывая время появления оперы, то есть послераскольной петровской борьбы со строгостями древнерусской гражданской и церковной традиции, создание подобного спектакля отвечало запросам нового европейски ориентированного мышления. При этом безусловный талант автора "Комедии на Рождество" ни в коей мере не "осовременил" саму историю рождения Христа и связанных с ним трагических и прекрасных событий.

Первый акт "Действа" рассказывает о том впечатлении, которое благая весть о приходе в мир Спасителя произвела на трех пастухов, которым приданы черты и имена русских крестьян. На сцене, расположенной посередине зрительного зала и имеющей вид простого струганного помоста, перед глазами разыгрывается эпизод первой встречи человечества с Младенцем, представленный в виде карнавала, напоминающего рождественские коляды. Речитативы сменяются хорами, ангелы и человеки одеты в лапти и препоясаны вервием. Костюмы в этом спектакле совершенно очаровывают своей мнимой, а на самом деле строго продуманной простотой и безыскусностью.

Художественное оформление спектакля вообще подстать самому изысканному и авангардному опусу какого-нибудь экспериментального театра. Главное – предельная простота выразительных приемов и тотальный символизм, что воспринимается не как приближение к аутентичному театру XVII века, поскольку такой задачи и не ставится, а к современному модернистскому прочтению, столь известному по постановкам пьес, скажем, Шекспира, когда героев переносят в современное время. В "Ростовском действе", наоборот, возникает ощущение, что современное произведение – этакая авангардная опера – представлено в виде народного балагана.

Второе действие разыгранной пьесы целиком посвящено рассказу о злочестивом царе Ироде, его безумном приказе убить вифлеемских младенцев, а также насыщено персонажами, коим в Евангелии отведено второстепенное место: волхвами, царскими придворными, звездочетами и аллегорическими фигурами, особую роль среди которых играет отсутствующая в Писании персонифицированная Смерть.

Если первая часть "Действа" имеет балаганный оттенок, то сцены во дворце Ирода уже вполне театральны. Присутствуют полуобнаженные танцовщицы, слуги и воины Ирода, костюмы которых уже значительно красочнее. Хотя по-прежнему сохраняются рамки условностей, деревянные мечи и плетенные из соломы шлемы оставляют зрителя в атмосфере ярмарки. При этом особенно явственно усложняется музыкальный ряд, появляются многоголосные хоры, массовка, акцентируется явная, а не схематичная актерская игра (царь Ирод).

Тут камерная опера еще дальше отступает от канонов петровского театра и приближается к современным постановкам. Во времена Димитрия Ростовского среди актеров не могло быть женщин, все роли исполняли студенты духовных школ и послушники монастырей, а обнаженные тела на сцене не могли возникнуть в принципе. Однако Театру Покровского удалось, оставаясь в рамках современности, показать относительность времени.

С одной стороны, спектакль напоминает эксперимент, нечто вроде попытки сыграть в стиле театра Кабуки, вернуться к истокам, к этнографическим корням. Отсутствие дирижера и музыкального сопровождения (кроме бубна и колокольчиков) в сочетании с мастерством артистов создает эффект проникновения в прошлое. Но с другой стороны (и в этом особенность самой пьесы) – перед нами полноценный оперный спектакль, ни в чем не уступающий постановке Верди или Моцарта.

В этом в огромной мере заключается мастерство постановщиков, поскольку соблюдены все тончайшие нюансы и пропорции в музыке и актерской игре.

Постановка практически лишена декораций и бутафории, что может позволить себе только театр с великолепной труппой. Действие нигде не проваливается, ни на секунду не ослабевает, постоянно обновляется, а какие-то моменты – например, плач матери по убиенным младенцам – вызывают тот самый эффект, ради которого и существует искусство.

Это когда слышно, как бьется сердце.


Должен сказать, что спектакль этот редкий, билеты достать очень трудно, так что если соберетесь на него попасть, постарайтесь узнать о времени его представления заранее. Адрес Камерного музыкального театра Б.Покровского – Никольская, 17. Тем, кому посчастливится попасть в зал, можно только позавидовать, они совершат открытие.

Выбор читателей