Касьянов ошибся с пошлинами

Спорить о своевременности мер по повышению пошлин на старые иномарки можно сколько угодно. Важно, чтобы в правительстве выработали наконец четкую позицию по этому вопросу

Не успели мы свыкнуться с мыслью о том, что повышение пошлин на "старые" иномарки покончит с надеждой нашего человека купить приличную машину за приемлемые деньги, как дело получило поворот на 180 градусов. Не успели утихнуть споры об адекватности увеличения пошлин за ввоз в Россию подержанных автомобилей, как страсти снова стали разгораться.

Увеличение пошлин требует более тщательной проработки и обсуждения, а потому окончательное решение по этому вопросу на время отложено. Однако это не значит, что пошлины увеличивать не будут – Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике вернется к этой теме в ближайшем будущем. Мало того, Геннадий Ежов, пресс-секретарь министра финансов Алексея Кудрина, заявил, что введение пошлин на подержанные иномарки неизбежно. По его словам, введение новых таможенных пошлин на подержанные автомобили требует "более тщательной проработки, учитывая социальную составляющую этого вопроса", то есть решение было отложено "с учетом негативных социальных последствий", которое оно может вызвать. Эти последствия уже готовились – машины сейчас активно ввозятся, но не выставляются на продажу, чтобы потом их можно было сбыть подороже.

Окончательное решение по этому вопросу будет принято на следующем заседании комиссии в течение месяца. Правда, пока непонятно, что именно собираются изменить. Кудрин сказал, что правительство, возможно, попытается смягчить "негативные социальные последствия" за счет стимулирования сборочных производств иномарок внутри страны.

Тем временем иномарки продолжают ввозиться на прежних условиях, и если решение все-таки будет принято (месяцем раньше, месяцем позже – не столь важно), кому-то удастся неплохо погреть на этом руки. Автомобильный бум начался в мае 2001 года, когда правительство РФ приступило к рассмотрению вопроса о повышении таможенных пошлин на подержанные иностранные автомобили. К примеру, во Владивосток – основной транзитный путь иномарок в Россию – суда с автомобилями приходят ежедневно. По мнению начальника Владивостокской таможни Сергея Ерошенко, ажиотаж вокруг ввоза иномарок будет продолжаться, пока правительство не прояснит ситуацию с таможенными пошлинами на ввоз автомобилей.

А пока от туманности данной ситуации выигрывает бюджет страны, ведь ажиотажный спрос сулит немалые таможенные сборы. Что касается поступлений в бюджет от ввоза иномарок, то за первое полугодие 2001 года Дальневосточное таможенное управление перечислило в федеральный бюджет 8,4 млрд. рублей, при плане 7,7 млрд., сообщили в управлении. Выполнение установленного Государственным таможенным комитетом задания составило 108%. По количеству собранных средств лидируют Владивостокская и Находкинская таможни: 1712 млн. и 1514 млн. рублей соответственно.

Число иномарок, ввозимых в Россию, постоянно возрастает. Если за первое полугодие прошлого года Владивостокская таможня оформила 7063 автомобиля, то за этот же период нынешнего года – 16.496. Всего за 2000 год через Владивостокскую таможню было ввезено более 20 тысяч иномарок. В этом году, как ожидается, их число превысит 30 тысяч. Народ "шуршит", пытаясь получить сверхприбыль от ситуации. И тут вдруг такой "облом" – рассмотрение вопроса отложено, причем поговаривают, что решение об увеличении тарифов и вовсе может быть отменено. Но пока это на уровне сплетен, и на сегодняшний день реалии таковы: дело ясное, что дело темное.

Спорить о своевременности мер по повышению пошлин на старые иномарки можно сколько угодно. Важно, чтобы в правительстве выработали наконец четкую позицию по этому вопросу. Любопытно, что только в нашей стране этот вопрос вызывает такой общественный резонанс. Во многих странах эта проблема решена давно и однозначно. Вместо того чтобы взимать бешеные таможенные сборы, старые автомобили просто запрещено ввозить. По данным правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, в США действует запрет на ввоз легковых автомобилей старше 25 лет, на Украине, Молдавии и Румынии – старше 8 лет, в Польше – 10 лет, в Югославии – на ввоз бывших в употреблении автомобилей, кроме специальных и медицинских, но не старше 4 лет.

На прошлой неделе средства массовой информации слегка шокировали публику сообщением о решении правительства, из которого следовало, что Касьянов неожиданно пересмотрел пошлины на автомобили. Получалось, что за "растаможку" и новых, и подержанных машин самых ходовых модификаций со следующего месяца придется платить по 25% таможенной стоимости, но не менее 1 евро за каждый кубический сантиметр двигателя. Это означало бы удвоение пошлин на подержанные машины и существенное снижение – на новые.

Но шок прошел достаточно быстро, когда выяснилось, что это не тот план постановления, который ранее обсуждался в правительстве. С 1 октября экспортные пошлины на автомобили все же не изменились. Текст подписанного премьером Михаилом Касьяновым 27 сентября постановления №638, распространенный Департаментом правительственной информации (ДПИ), оказался ошибочным. Ведь ранее предполагалось резко повысить пошлины на 7-летние автомобили и чуть меньше – на 3-7-летние. А постановление №638 должно было продлить действие обновленного в феврале Таможенного тарифа. Планировалось снизить лишь пошлины на уникальное технологическое оборудование, не производимое в России. Документ содержал 400 пунктов, поэтому позиция по снижению пошлин на иномарки просто оказалась спрятанной среди этого множества. Получается, что Михаил Касьянов просто не знал, что подписывает.

Сейчас готовится проведение служебного расследования, чтобы выяснить – кто внес предложение об изменении пошлин на машины, ведь данная система таможенных сборов выгодна и западным концернам, и российским автозаводам, но в своем участии по изменению пошлин ни одна сторона не сознается.

Что-то слишком часто стали ошибаться государственные мужи, кивая то на "девочек", которые "ошиблись при размножении документов" (вопрос касался новых размеров пошлин на ввозимые автомобили), то на документ, который оказался слишком длинным и который никто не удосужился прочитать до конца, то на сбой компьютера... Спасибо, хоть замечают проколы более или менее вовремя, а то потом попробуй разберись – ошибка это или не ошибка, когда на документе уже "печать и подпись".

Что же касается повышения пошлин на "старые" иномарки, то, на мой взгляд, рано или поздно оно, конечно, случится. Если только рубль не станет в самое ближайшее время самой твердой валютой в мире, а отечественные автомобили – самыми желанными для потребителя и "костью в горле" иностранных конкурентов.

Выбор читателей