Украина выплатит долг за газ. Ценой сбитого самолета

Помня о том, как во время учебных стрельб украинская армия поразила жилой дом под Киевом, версия о том, что Ту-154 сбит в ходе очередных учебных стрельб украинской армии, не выглядела абсурдной

Помня о том, как во время учебных стрельб украинская армия поразила жилой дом в пригороде собственной столицы, версия о том, что Ту-154 сбит над Черным морем в ходе очередных учебных стрельб украинской армии, не выглядела абсурдной.

Напомним, что взрыв жилого дома в г. Бровары Киевской обл. произошел в результате прямого попадания ракеты класса "земля-земля", что после долгих заминок и проволочек был вынужден признать министр обороны Украины Александр Кузьмук. "Конфуз" случился 20 апреля 2000 г. на Гончаровском военном полигоне в Черниговской обл., где проводились оперативно-тактические учения всей ракетной бригады Северного командования, в ходе которых и была запущена тактическая ракета. Пуск был произведен в 15:05, а через несколько минут в жилом доме в Броварах произошел взрыв.

Военные упорно отрицали свою причастность к этому взрыву, однако следственная группа нашла в доме фрагменты ракеты. Но тогда все обошлось без жертв. Еще обидней то, что сегодня, вероятно, пассажиры злополучного рейса пострадали даже не от непредсказуемого религиозного фанатика-камикадзе, а от чьего-то недосыпа, перепоя, дрогнувшей руки либо попросту от недоучки.

Первым (и весьма настойчиво) начал утверждать об очередном провале украинских ПВО Пентагон. По результатам мониторинга информации, полученной с американских спутников, военные США обнаружили следы двух вспышек, равно как и пилоты самолетов, оказавшихся в зоне гибели Ту-154 в момент катастрофы. Пентагон "засек два запуска ракет класса "земля-воздух", произведенных приблизительно в то время и в том месте, где сегодня потерпел катастрофу самолет ТУ-154".

Позже, в 20:08, ИТАР-ТАСС по данным Украинского национального информационного агентства опубликовал заявление министра обороны Украины Александра Кузьмука, в котором он отрицает причастность войск ПВО страны, которые проводили сегодня учения в Крыму, к инциденту с российским самолетом.

Но в 20:34 агентство РИА "Новости" пишет, что военно-морские силы Украины признали, что российский самолет Ту-154 был сбит во время маневров украинских сил ПВО. Об этом France-Press заявил представитель ВМС в Севастополе Игорь Ларичев. Он сказал, что учения проходили в районе Феодосии. Кто прав?

Интересно, что сегодня в симферопольском издании "Крымское время", под заголовком "Плановые стрельбы" была опубликована статья Рустама Корсовецкого. В ней говорилось, что плановые тактические учения войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил Украины начинаются именно 4 октября в районе мыса Опук, на территории 31-го исследовательского центра Черноморского флота Российской Федерации. А особенностью нынешних маневров будет то, что подразделениями будет освоен новый район. Боевые позиции располагаются в местности со сложным географическим рельефом и окружены высотами, что усложняет работу подразделениям радиотехнических и зенитно-ракетных войск. На учениях также будет испытана новая система радиолокационного обеспечения. Впервые в истории независимой Украины по мишеням типа "РЕЙС" будут выполнять стрельбы самолеты истребительной авиации войск ПВО и средства ПВО кораблей ВМС Украины.

То, что экспериментальные учения явно не удались, вероятно, рано или поздно придется признать как факт. Жуткий факт. Но не менее "странно" то, что именно в этой ситуации Украина поспешила принять все условия России, которые наша страна выдвигала по задолженностям за российский газ давным-давно. В четверг вечером стало известно, что премьер-министры России и Украины Михаил Касьянов и Анатолий Кинах подписали Соглашение об условиях реструктуризации украинской задолженности за поставленный ранее российский природный газ. По условиям соглашения долг консолидируется по состоянию на 1 июня 2000 г. и реструктурируется на срок до 12 лет с началом погашения через 3 года.

Правда, нет никакой уверенности, что Израиль согласится, как пострадавшая сторона, на такие "реверансы".

В такой спорной ситуации, при минимуме фактов, очень важно мнение специалистов. Пресс-секретарь министра обороны Украины Игорь Халявинский заявил, что все ракеты, выпущенные сегодня во время стрельб украинских войск ПВО в Крыму в районе мыса Опук, попали в заданные цели. Дальность полета ракет не превышала 30-35 км, и Халявинский считает, что ракеты просто не могли долететь до российского самолет, летевшего на высоте 11.000 метров. Сроки эксплуатации использованных на учениях ракет не превышали допустимые, следовательно, это уменьшало риск аварии. Также представитель Минобороны Украины отметил, что все ракеты были снабжены системой самоуничтожения в случае отклонения от курса или непопадания в цель. Но в цель-то попали...

Специалисты береговых войск Черноморского флота РФ однозначно отвергают версию о том, что российский самолет был сбит отклонившейся от курса ракетой. По их утверждению, это технически несостоятельно. Максимальная высота целей, по которым велись стрельбы, - 1 км, а самолет рухнул с высоты 11 км. К тому же на учениях, по их словам, применяются ракеты, с которых сняты боевые головки, поэтому в случае попадания в самолет, взрыв не был бы зафиксирован. Что на это отвечают российские специалисты?

Представители Минобороны не торопятся с выводами. На вопрос о том, что самолет мог быть сбит украинскими ПВО, сотрудник МО РФ только сказал: "Мы не располагаем подобной информацией и комментировать сообщения СМИ не считаем возможным". Он также отметил, что в сейчас изучаются все данные, связанные с гибелью самолета.

А президент Украины Леонид Кучма был первым, кто направил соболезнования на имя президента Израиля Моше Кацава и президента России Владимира Путина в связи с гибелью израильских и российских граждан в результате авиакатастрофы под Новороссийском. "В этот печальный час от имени народа Украины и себя лично выражаю искренние соболезнования родным и близким погибших", - заявил украинский президент. Речи об авторстве рокового выстрела в соболезновании и не ведется.

Редакция газеты "Yтро" выражает искреннее соболезнование родным и близким погибших, семьям членов экипажа, не дождавшимся их из последнего рейса, всем специалистам, кто невольно испытал шок, "потеряв" самолет на радарах, всем, кто способен оценить степень таких "ошибок".

Выбор читателей