Речные пираты из Новосибирска

"Суши весла, – прошептал 14-летний капитан, – уже близко". В туманной дымке лодка причалила к борту корабля, и команда из двух отроков взяла его на абордаж. Жертв среди экипажа не было по причине отсутствия последнего

"Суши весла, – прошептал 14-летний капитан, – уже близко". В туманной дымке лодка причалила к борту корабля, и команда из двух отроков взяла судно неприятеля на абордаж. Жертв среди экипажа не было по причине отсутствия последнего. Среди атакующих тоже. Сторож досматривал в своей будке десятый сон после 200 граммов, принятых вечером на грудь, и ничем не мог помешать юным корсарам... Хотя от смерти в трюме подростков отделяло одно неверное движение. Но снова обошлось, да и улов от налета получился знатный: 2 тысячи рублей, вырученных за честно экспроприированное, были потрачены на мелкие расходы.

Теперь речные пираты вспоминают о своих набегах с легкой долей грусти. Да оно и понятно: скоро сядут на скамью подсудимых. Организованные набеги на суда – речное пиратство – достаточно редкое в Сибири, но романтическое, заманчивое для мальчишек преступление, оказывается, имеет в уголовном кодексе совершенно конкретную статью, и срок по ней предусмотрен законом немалый...

...На левобережной окраине Новосибирска вплотную к НРЭБ (Новосибирской ремонтно-эксплуатационной базе) флота примыкает акватория Затона – место стоянки судов. На приколе баржи, речные толкатели, танкеры – одни находятся в резерве, другие поставлены на короткий отдых и мелкий ремонт. Навигация в Сибири короткая. Многое надо успеть – грузы на Север доставить, перевезти пассажиров, обновить обстановку (створы, бакены и т.п.) на реке. Но этим летом не все суда по команде капитанов смогли выйти в рейс, так как за время стоянки были разграблены речными пиратами, которые живут рядышком, на соседнем берегу, высматривая добычу зоркими глазами. Этому способствуют ряд обстоятельств.

Известно, с какой тщательностью охраняются самолеты и поезда. Заборы, колючая проволока, сигнализация, собаки. Вохровцы аэропортов и железнодорожных депо активны, молоды и вооружены. Регулярно задерживают правонарушителей и сдают их в милицию. А вот речным судам не повезло. Если производственные цеха НРЭБ под охраной, то сама акватория, увы... Стоит на берегу будочка, куда на ночь закрывается охранник-пенсионер. Ни фонарика у него, ни собаки. И пугнуть непрошеного гостя нечем. Поэтому охранники акватории какой год подряд правонарушителей не задерживают. А те, в свою очередь, на рожон к пенсионерам не лезут. Подбираются к судам по воде.

В речную милицию посыпались заявления. Одно судно разворовано, другое ограблено, а у третьего, в результате хищения оборудования, выведены из строя системы водообмена и подачи топлива. Начальник УР ЛОВД в речпорту Новосибирск Евгений Лазарев решил проблему задержания воров радикально. Сыщики устроили засады, которые в одну из ночей конца сентября принесли результаты. По словам Евгения Лазарева, самое главное было "не допустить суеты на перегруженной лодке, которая могла опрокинуться, а ребята – утонуть".

Оперативники потребовали, чтобы лодка причалила к берегу. Уж какие слова подобрали для убеждения речных пиратов, неважно. Но 14-летние Паша и Слава, ученики школы №69, промышлявшие в акватории, поняли, что пришла пора сушить весла – всерьез и надолго. Из лодки извлекли награбленное судовое имущество: 3 пожарных крана, поршни от двигателя, 5 кастрюль с камбуза, бак для воды. В ходе беседы выяснилось, что всё лето, чаще всего по утрам – когда сны пенсионеров наиболее сладкие, мальчики по двое садились в лодку и по речной дымке, осторожно шлепая веслами по воде, подкрадывались к судам.

На самом деле пиратов было шестеро, все местные – затонские. Кто-то из гоп-компании живет безбедно в нормальной семье. Двое братьев воспитываются без отца пьющей матерью. Мать другого подростка сама работает на флоте, но чувства уважения к кораблям сыну не привила. Все шестеро в поисках денег составили организованную преступную группу, но лодка-то одна, и поэтому "на дело" выходили по очереди. На нос садился "капитан" в роли штурмана, плюс гребец – за весла. Место на корме оставляли под добычу. Вот из тумана появлялась стена борта судна, мальчики швартовались и брали спящую баржу или танкер на абордаж. Шуровали на палубе и в трюме. Основная добыча – цветмет.

Как и коллеги из Южных морей, юные корсары из Новосибирска тоже ценили золотой блеск, и латунные задвижки оказывали на затонских пиратов прямо-таки гипнотическое воздействие. Так что основной добычей становились вентили различного веса: всего их украли около двух десятков с теплохода, баржи-бункера, нефтеналивного танкера и других судов. Существовала реальная опасность, что школьники свинтят не ту задвижку – не топливную или водообменную, а предназначенную для доступа забортной воды. Речь идет о кингстонах. (На каждом судне есть кингстоны – особые клапаны, предусмотренные для экстренного затопления судна.) Но – обошлось. Пиратство закончилось без утонувшего судна с мальчишескими трупами в трюмах.

Тем не менее, оперативников удивил вес двух свинченных задвижек – 140 кг. Подростки сумели снять неподъемный груз, перенести его в лодку и затем выгрузить. Подпольный пункт приема лома цветмета находился рядом, у воды. В нежилом доме местный житель принимал у пиратов, которые паспортов еще не получили, всё до грамма. Сейчас он свое хозяйство бросил и находится в розыске. А платил за награбленный "товар" прилично: 140 кг латуни обошлись ему в 2 тысячи рублей – шальные деньги при тотальном безденежье в поселке речников.

Теперь подвиги юных корсаров будет рассматривать суд. Как сообщили "Yтру" в пресс-центре Западно-Сибирского УВД на транспорте, помимо возмещения многотысячного ущерба, который сейчас подсчитывается, речным ворам грозит до 6 лет лишения свободы. Дороговато, пожалуй, обойдется ребятам пиратская романтика...

Выбор читателей