США – Россия. Приходится делиться

Можно попробовать оценить общие размеры причитающегося куска "очень большого пирога", который непременно перепадет нам в случае умелых действий российской стороны

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

Итак, ожидание ответа Америки террористам, растянувшееся почти на месяц, закончилось. Финишировал довоенный период новейшей истории. Мир следит за хроникой ударов США по Афганистану, которые бьют не только по базам террористов, но и по всему порядку привычного мироустройства. В том числе, конечно, и по экономике.

Так уж сложилось в последние годы, что на пике глобализации и постиндустриализма в мировой экономике экономический и политический "Олимп" оказался поделенным, как казалось до недавних пор, на много десятилетий вперед. Сентябрь 2001-го дал очень серьезный повод усомниться в этом. Разрушение данного постулата происходит на наших глазах.

В экономическом плане США, скорей всего, смогут избежать того полномасштабного кризиса который им предрекали многочисленные эксперты. Нет сомнений, что экономику страны, да и всего развитого мира ожидает серьезный спад, но никак не коллапс. Однако говорить о сохранении прежней структуры мировой экономической системы уже нельзя. В связи с этим главный вопрос – какая комбинация сложится и какие фигуры окажутся на шахматной доске мировой политики и экономики, когда начнут смолкать выстрелы и взрывы новой войны.

За последний месяц достаточно много было сказано о роли и месте России во всем происходящем и тех выгодах, которые наша страна может извлечь из этого. Мировое значение "российского фактора" многократно возросло в течение последних недель.

Столь необходимая для США победа (политическая и экономическая) имеет крайне высокую цену, заключающуюся в том, что стране все-таки придется расстаться с положением "первой из первых" на планете Земля. Чтобы не потерять все, Америке уже сейчас приходится отдавать часть самого дорогого, что у нее есть.

Нам, конечно, вряд ли скоро станут известны все подробности договоренностей в высоких кругах политики, достигнутых в ходе обсуждения размеров "откупного" в пользу России, помощь и содействие которой (в силу ряда ее уникальных возможностей) видится Америке необходимой в решении самой важной на сегодня задачи. И все же, даже в этом случае, можно попробовать оценить общие размеры причитающегося куска "очень большого пирога", который непременно перепадет нам в случае умелых действий российской стороны.

Весьма примечательными в этом плане стали два события прошлой недели, последовавших одно за другим и вызвавших у некоторых экспертов, помимо чувства гордости за страну, легкое удивление.

Сразу два всемирно известных мировых рейтинговых агентства обратили пристальное внимание на Россию. Агентство Fitch IBCA повысило долгосрочный рейтинг нашей страны для заимствований в иностранной валюте, в том числе в форме еврооблигаций, до "В+" с "В". Долгосрочный рейтинг займов в местной валюте был повышен с "В–" до "В". Прогноз изменения рейтингов – стабильный. По оценкам Fitch IBCA, Россия является одной из наиболее успешно развивающихся стран по макроэкономическим показателям. В качестве примера этому были приведены ожидание бюджетного профицита по итогам этого года по сравнению с дефицитом прошлых лет, а также нарастание объема золотовалютных резервов ЦБ РФ. Отмеченными оказались и позитивные изменения в структуре внешнего долга: его совокупный объем уменьшился с 94% ВВП в 1999 г. до 50% ВВП во второй половине нынешнего года. Чистые внешние заимствования сократились с 84% ВВП до 34% ВВП за тот же период, что снижает риск дефолта по российским обязательствам.

Агентство Standard & Poor's подтвердило все кредитные рейтинги Российской Федерации (долгосрочный "В" и краткосрочный "В") и изменило прогноз по долгосрочным суверенным кредитным рейтингам России со "cтабильного" на "позитивный". По мнению экспертов Standard & Poor's, позитивный прогноз отражает тот факт, что условия для экономических преобразований в России постепенно улучшаются. Растет уверенность в том, что осуществление необходимых реформ, в особенности судебно-правовой системы и банковского сектора, будет продолжено. Особое внимание было уделено реструктуризации естественных монополий, в частности, в секторе энергетики. Агентство не исключает возможности повышения рейтингов России в ближайшие месяцы. Более того, аналитики агентства признают, что в результате последних серьезнейших изменений мировой политической обстановки произошло серьезное усиление российских позиций.

Столь оптимистическая оценка экономической ситуации в стране вызывает чувство гордости и порождает новые надежды. Но с другой стороны, неожиданным и несколько подозрительным моментом в выводах рейтинговых агентств видится демонстративное снижение ими внимания к фактору, на протяжении последнего времени считающемуся определяющим для российской экономики. По мнению экспертов агентств, процесс снижения нефтяных цен вряд ли может серьезно повлиять на ситуацию в экономике и платежеспособность России. Как считают в Fitch, проект бюджета на 2002 г. дает реальную возможность расплатиться по текущим долгам в следующем году и создать резерв для выплаты внешнего долга в 2003-ем. Эксперты полагают, что если мировые нефтяные цены не опустятся ниже уровня 20,5$/баррель, Россия не будет испытывать затруднений с погашением долгов в 2002-2003 гг. Более того, даже в случае падения нефтяных цен ниже этого уровня Россия, по мнению Fitch, будет иметь несколько потенциальных источников финансирования платежей в 2003г., таких как повышение собираемости налогов, доходы от приватизации, выпуск внутренних госбумаг, привлечение внешнего финансирования.

Авторитет, которым пользуются в мире Fitch IBCA и Standard & Poor's, достаточно высок и подтвержден многолетней практикой. И все же последние заявления экспертов этих компаний по поводу России вызывают ряд вопросов и предположений.

В первую очередь это касается их позиции относительно влияния (точней, практически невлияния) конъюнктуры мирового нефтяного рынка на ситуацию в российской экономике. Еще совсем недавно большинство западных экспертов сходились во мнении, что причиной небывалого всплеска в российской экономике остается благоприятная конъюнктура мирового нефтяного рынка и, в некоторой степени, последствия девальвации 1998-го года. Кроме того, удивляет столь серьезная увязка ожидаемых доходов с повышением собираемости налогов, приватизацией и выпуском внутренних госбумаг. Действительно, рост собираемости налогов имеет место быть, но многие эксперты полагают, что основной причиной тому служат не незначительные изменения в ставках и порядке сбора налогов (преподносимых как реформа), а общий количественный рост доходов, связанный всё с теми же высокими ценами на нефть и эффектом девальвации. Вполне вероятно, что со снижением притока экспортной выручки и ухудшением мировой конъюнктуры налоговые поступления снова начнут сокращаться, со всеми вытекающими последствиями. Внутренний спрос в России по-прежнему не столь велик и чрезвычайно зависим от ряда факторов, чтобы обеспечить промышленности стабильное развитие за счет внутреннего потребления. Что касается "плоской" шкалы подоходного налога, преподносимой как чуть ли не главное достижение налоговых реформаторов, то вряд можно утверждать, что ее введение привело к заметному росту собираемости. Помимо того, что поступления от подоходного налога – не самый основной источник пополнения казны, не стоит забывать, что и при прежней системе его сбора подавляющее большинство плательщиков платило по минимальной ставке. Крупные доходы укрывались посредством многочисленных бухгалтерских уловок. Налоговая реформа, в нынешнем ее виде, так и не представила внятного стимула для вывода из "тени" более или менее серьезные доходов и, как следствие, реального роста облагаемой базы.

Что касается доходов от приватизации, здесь по-прежнему остается огромное количество вопросов. Во всяком случае, нет никаких гарантий, что оставшаяся госсобственность будет реализована за реальную цену, а предполагаемый объем поступлений сам по себе проблемы не решает. То же можно сказать и касательно внутренних заимствований государства. Аукционы по размещению госбумаг, проводимые Минфином в течение последнего года, говорят о том, что инвесторы не сильно торопятся давать взаймы государству на тех условиях, которые оно ему предлагает. Так что серьезная оценка подобных источников средств в качестве альтернативы потоку нефтедолларов выглядит довольно рискованной.

Еще более непонятным кажется оптимизм рейтинговых агентств в части снижения зависимости России от нефтяного рынка и перспектив самого нефтяного рынка.

Достаточно симптоматично, что если сразу после трагедии 11 сентября цены на нефть резко пошли вверх, то впоследствии они очень быстро опустились примерно до $21 за баррель. Участников рынка перестали беспокоить возможные сбои с поставками нефти из-за военных действий; они более озабочены предполагаемым сокращением спроса на нефть в условиях, когда ОПЕК не сможет отреагировать на это снижением объемов нефтедобычи. До последнего времени ОПЕК регулировала мировые цены, отвечая на снижение стоимости барреля сокращением добычи. Сегодня же подобные действия будут расцениваться как вызов США в тот период, когда их лучше лишний раз "не злить по пустякам". В результате, существует реальная опасность падения нефтяных цен гораздо ниже нынешних уровней. Уже сегодня мировое предложение нефти на рынке превышает спрос на 1,5 млн. баррелей в сутки. Если подобное положение затянется на несколько месяцев, это приведет к росту запасов нефти и новому падению цен. Многие аналитики уже сейчас рассматривают на следующий год прогнозные цифры 14-16$/баррель, которые еще месяц назад казались абсолютно нереальными.

Возвращаясь к нашей теме, необходимо заметить, что оценки ведущих рейтинговых агентств, являются наиболее позитивными факторами для позиционирования любого государства в мировой экономической системе и в первую очередь на внешнедолговом рынке, живущем по своим достаточно строгим правилам. Хотя уровень "В", вокруг которого изменяются российские рейтинги, далеко не предел желаний для страны, претендующей на не самое последнее место в экономическом мире, факт положительной динамики рейтинга, конечно, радует.

Однако отмеченные выше сомнения в основных доводах, на которых базируется оптимизм экспертов рейтинговых агентств по отношению к России, предполагают наличие каких-либо иных "теневых" моментов.

Мы уже говорили о том, о том, что поддержка России (в основном моральная и военно-политическая), необходимая США в сложившейся ситуации, обойдется "дяде Сэму" достаточно дорого. Благо, на сей раз российское руководство, похоже, удачно распорядилось ситуацией и пытается не упустить уникальный Шанс (с большой буквы). О том, что может попросить Россия в обмен на поддержку, говорилось достаточно. Речь шла даже о таких серьезных вещах, как возможность вступления нашей страны в НАТО или списание части долгов.

Что касается НАТО, то это вопрос долгого времени, а главное – целесообразности для самой России. А вот в ситуации с долгами дело обстоит несколько иначе.

Наиболее обременительным в настоящее время для нашей страны можно считать долг Парижскому клубу кредиторов. В меньшей степени это касается МВФ и в еще меньшей – реструктуризированного долга Лондонскому клубу. Эксперты Standard & Poor's считают вполне возможной усиление поддержки России со стороны Парижского клуба и МВФ в случае заметного ухудшения экономической ситуации в мире.

Резонно предположить, что США действительно собираются оказать помощь РФ в вопросе решения или смягчения долговых проблем. Однако, несмотря на господствующее положение в мировой экономике, Штаты реально могут использовать его только в случае с МВФ, где их власть велика, если не абсолютна. Гораздо сложней обстоит ситуация с Парижским клубом, где американские позиции куда слабее. Как известно, основным доводом "парижан" при нежелании идти на реструктуризацию российского долга являлось утверждение, что экономическая ситуация в России достаточно благоприятна для того, чтобы страна обслуживала свой долг в полной мере и в скором времени.

С другой стороны, поставщиками объективных экономических оценок о состоянии экономики должника для кредиторских клубов являются как раз такие институты, как МВФ и крупнейшие мировые рейтинговые агентства. А об этих структурах уже нельзя сказать, что они (включая формально независимые рейтинговые агентства) в той или иной степени и в разных обстоятельствах не стали бы "прислушиваться" к позиции официального Вашингтона. Следовательно, формирование предположительно завышенной оценки экономических перспектив России может оказаться и оправданным, и быть в интересах США и, естественно, самой России. Таким образом, ожидаемые ухудшения в мировой и российской экономиках приведут к той самой "поддержке Парижского клуба и МВФ", о которой говорили эксперты Standard & Poor's. Результатом этого должна стать возможность начала переговоров с Парижским клубом о смягчении условий обслуживания российского долга (а возможно, и его реструктуризации) еще до того, как объективные ухудшения в мировой и российской экономике начнут реально сказываться на России и ее платежеспособности. "Разруливание" долговых вопросов подобным способом, возможно, не единственный "кусок американского пирога", приготовленный для России в ответ на поддержку в военно-политическом вопросе. Не стоит забывать и о том, что "признание" со стороны мировых рейтинговых агентств обеспечивает и облегчает доступ к международным источникам финансирования.

Таким образом, сегодня достаточно уверенно можно говорить, что Америка уже идет на невиданные доселе уступки в пользу России: это и недавний беспрецедентный прорыв в деле вступления нашей страны в ВТО, и предположительное содействие в долговых и финансовых вопросах. Как далеко зайдет этот процесс, неизвестно. В конечном счете всё будет зависеть от напористости российской стороны и заинтересованности в ней американской. Пока все говорит за то, что та и другая сторона умеют торговаться.

По мнению многих экспертов, в результате этого торга Россия может получить достаточно для того, чтобы войти в обойму развитых держав. Бесспорно, при отсутствии серьезных ошибок в действиях российского руководства, такой шанс есть. Будет ли он реализован, учитывая "национальные особенности" российского образа жизни и ведения дел – вопрос уже из совсем другой области.

Выбор читателей