Война и мы

Развитые страны не только не пострадают в результате военных действий, но выиграют; негативные последствия военной операции для мировой экономики сильно переоцениваются

В последние дни экономическая проблематика несколько поблекла на фоне спецэффектов военного шоу Америки в Афганистане, однако, чем глубже мир увязает в новой авантюре с неясными последствиями, тем отчетливее становится экономическая подоплека так называемой антитеррористической операции. Сейчас уже можно сказать, что мировой экономике на какое-то время удалось избежать структурного кризиса с финальным обрушением долларового миропорядка, несмотря на то, что прогнозы развития мировой экономики несколько ухудшились. Если раньше МВФ прогнозировал этот рост в 2001 году на уровне 3,2%, то теперь – на 2,6%; на 2002 год прогноз снижен с 3,9 до 3,5%.

На первый взгляд, снижение вроде бы не слишком большое, однако следует учесть, что основной удар придется, как всегда, по развивающимся странам, инвестиции в экономику которых, по оценкам международных экспертных организаций, сократятся в 2001 году на 12,4%, а в 2002 году – еще на 8,7% (всего – с $146,4 млрд. до $117 млрд.).

По предварительным расчетам, развитые страны не только не пострадают в результате военных действий, но выиграют, а негативные последствия всей этой военной операции для мировой экономики сильно переоцениваются. Так, по мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, теракты и последовавшие за ними действия американских военных действительно нанесли сильнейший удар по фондовым рынкам, но не дестабилизировали валютные (в том числе благодаря согласованным интервенциям центральных банков развитых стран). Согласованные действия США и напуганных ими арабских стран позволили стимулировать экономику развитых стран не только снижением процентных ставок, но и снижением подскочившей было цены на нефть до уровня ниже предкризисной: 21 сентября нефть была дешевле, чем 10 сентября, на 7,4%, что позволило начать не просто коррекцию, но восстановление фондовых рынков.

Это, в свою очередь, позволило начать плавное восстановление цены на нефть, которое наблюдалось несколько дней подряд и представляется не одномоментной коррекцией, а началом новой повышательной тенденции, которая только укрепится в результате американских бомбардировок Афганистана. Ограничение разрыва в процентных ставках ФРС и ЕЦБ (соответственно, 3,00 и 3,75%), а также снижение процентных ставок Швейцарией ограничит и переток капитала из США в еврозону, что, безусловно, окажет стабилизирующее воздействие на мировую экономику. Все это позволяет не опасаться ни нового провала индекса Доу Джонса, ни тем более утраты долларом жизненно важной для мировой экономики функции универсальной меры стоимости.

Делягин считает, что в целом мировая экономика продемонстрировала завидную устойчивость. США остались абсолютным технологическим лидером, производящим 30% ВВП мира. В результате "падения" доллара евро остался у нижней грани своего "естественного" коридора в 90-95 центов. Ни рынок нефти, ни даже фондовый рынок не пережили катастрофических явлений.

В целом можно предположить, что уверенный рост экономики США отодвинется на полгода и начнется не в конце 2001-го, а в середине 2002 года. Мировая экономика замедлится, но не свалится в длительную депрессию.

Сейчас многие задаются вопросом, как война может отразиться на российской экономике. Эксперты полагают, что проблемы, которые встают перед Россией в связи с военными действиями США и их союзников в Афганистане, не носят непосредственно экономического характера, несмотря на то, что гипотетическое снижение цен на нефть может ухудшить состояние российского бюджета.

Впрочем, все не так страшно, как кажется. Например, Михаил Касьянов заявляет о том, что снижение цены нефти на $1 за баррель означает потери для федерального бюджета в $1 млрд. Но это если цены высоки. На самом деле, при не очень высокой цене на нефть федеральный бюджет может недополучить порядка $300 млн., а с учетом косвенного влияния на экономическую конъюнктуру – до $700 млн.

Ожидается, что максимальное снижение мировой цены на нефть в 2002 году может составить порядка $3,5 за баррель – то есть с заложенных в бюджет $23,5 до $20 за баррель. Для бюджета это выльется в недополучение $2,5 млрд. Много это или мало? С одной стороны, вроде бы много. Но, с другой стороны, вспомним, что, например, все остатки средств на счетах того же бюджета в августе 2001 года, по данным Счетной палаты, составляли 250 млрд. рублей ($8,5 млрд.). Этот резерв, как считает Делягин, в случае адекватного поведения правительства позволит России просто не заметить негативных последствий от снижения мировых цен на нефть.

Общее же торможение мировой экономики будет, как и в 1996-1998 гг., влиять на развитие России значительно меньше, чем решение или игнорирование ее собственных внутренних проблем. Поэтому основные проблемы нашей страны в связи с терактами носят не экономический, но политический и мировоззренческий характер.

Помимо опасности вовлечения во вторую афганскую войну, Россия может скатиться либо к избыточной конфронтации с Западом, либо к избыточному подчинению ему. Судя по всему, опасности избыточной конфронтации избежать, слава Богу, удалось, а вот соблазна отказаться от национальных интересов ради сострадания и химерической надежды на равноправное сотрудничество с США – к сожалению, пока нет.

По мнению Делягина, российская элита оказалась настолько склонной к такого рода эйфории, что всерьез рассуждает, например, о возможности вступления России в НАТО в течение 4 лет и об искренности намерений американской администрации добиться принятия России в ВТО в сроки, к которым российское государство абсолютно не готово. Можно считать это глупостью, а можно – иллюзиями и атавистическим восприятием России как страны, обладающей призраками паритета с США, в то время как Россия давно уже отброшена в "третий мир".

Российская элита продолжает исходить из соображений разума, в то время как мир живет по законам интересов. Интересы же в условиях глобализации, предельно обостряющей конкуренцию, заставляют развитые страны четко делить окружающий мир по принципу "свой – чужой". Россия должна ясно понимать, что она не "свой" и никогда "своим" не станет. Не только потому, что отброшена в "третий мир", но и потому, что российское общество по самой своей природе не поддается вестернизации. Попытки стать "своими" для Запада привели к национальной катастрофе 1992 года, финансово-идеологической катастрофе 1998 года и, вероятно, закончатся финансовой катастрофой и политическим катарсисом 2003-2004 годов.

Выбор читателей