Когда любовник – сын мужа

Как солдатам на посту являлся призрак голой бабы на лошади, как "духи" копали траншею под кабельное телевидение и как дочка генерала подверглась изнасилованию в особо крупных размерах – в обзоре свежего видео

ДМБ-003, ДМБ-004
Режиссеры: А.Басов, М.Рафиков
В ролях: Виктор Павлов, Сергей Арцибашев, Петр Коршунков, Станислав Дружников, Влад Капп, Алексей Панин

Говорить о данных фильмах раздельно смысла нет. Это как посвящать каждой серии, например, "Санта-Барбары" самостоятельную статью. А ДМБ из просто кино окончательно и бесповоротно превратился в сериал, выходящий пока на видео. И телевидение, очевидно, не за горами. Когда вышел самый первый ДМБ, все удивлялись: во, блин, и как никто раньше не догадался собрать армейский фольклор вместе и снять кино, там же перлов хватит на добрый сериал! Накаркали. Перлов действительно достанет на целый сериал. А вот насчет его добротности можно поспорить. Тем более что уже упомянутый ДМБ "нумеро уно" очень удачно закончился моментом принятия присяги, т.е. впереди у главных героев оставалось почти два года службы.

Обе кассеты имеют продолжительность чуть больше часа и состоят из трех новелл каждая. На первой: "Муляж" – ярко выраженного сюжета не имеет; "Настродамус" – как Бомба обрел экстрасенсорные качества и способность предсказывать будущее; "Леди Годива" – как солдатам на посту по ночам являлся призрак голой бабы на лошади "с волосами до жопы". На второй: "Шатун" – как храбрые "духи" во главе с "дедушкой" боролись со злым медведем; "Траншея" – как "духи" копали траншею под кабельное телевидение; "Снегурка" – как в части ставили новогоднюю сказку по сценарию замполита, а дочка генерала Талалаева подверглась изнасилованию в особо крупных размерах.

Актеры все те же. Из новых лиц запоминается только один – еще крепкий для своих 18 лет наркоман. А вот команда по ту сторону камеры, похоже, здорово поменялась. В титрах числятся аж три режиссера, по несколько продюсеров и исполнительных продюсеров и чуть ли не десяток сценаристов. В общем, 77 нянек.

Насчет общего уровня фильма можно сказать следующее: далеко не так плохо, как ожидалось при распечатывании кассеты. Есть отдельные удачные шутки, но ни одна из них даже близко не приближается к "невидимому, но существующему суслику".

А теперь давайте посчитаем. Путь от "гражданки" до выхода очередного приказа, знаменующего генезис статуса героев от "духов" к "черпакам", занял четыре серии. Впереди полтора года, т.е. вполне реально ожидать еще серий этак 12. Да и помещение в номерной знак каждой серии не одного, а двух нулей что-то да означает.


"Мужская работа"
Россия, 2001
Режиссер: Тигран Кеосаян
В ролях: Федор Бондарчук, Александр Мохов, Сергей Векслер, Валерий Баринов, Михаил Жигалов, Алена Хмельницкая, Николай Чиндяйкин

И снова сериал на видео. Только, в отличие от большинства своих "коллег", на ТВ он еще не выходил, и пока не слышно, чтобы какой-либо из каналов был намерен пустить "Мужскую работу" в эфир.

История трех друзей, фигурирующих под кличками. Пасечник (Федор Бондарчук), Леший (Александр Мохов) и Гюрза (Сергей Векслер). Они – армейская элита, вместе прошли Афган; где именно служили, не уточняется, но, судя по всему, в спецназе ГРУ. После распада Союза повоевали в Африке в рамках гуманитарной миссии французского Иностранного Легиона, а далее судьба разбросала их почище кеглей в боулинге. Пасечник содержит пасеку в Алтайских предгорьях, Леший вернулся на службу в армию, Гюрза, погнавшись за длинным долларом, работает на некоего арабского миллионера, ведущего свои операции из Афганистана (guess who?!).

Идет вторая чеченская кампания. Большой генерал из МО специально приехал на Алтай и объяснил мирному Пасечнику насчет зова Родины-матери. Пасечник откликается и отправляется в Чечню, где уже во всю орудует Леший. Вскоре там же появляется Гюрза, но с другой стороны "фронта". И бывшие друзья занимаются каждый своей работой. Пасечник с Лешим следят, чтобы редкий чечен добежал до середины сортира, Гюрза же готовит тайную спецоперацию, призванную продемонстрировать всему миру зверства, творимые федералами.

Все узнаваемо. События, лица, персонажи. Куда там Эзопу с его тонкими намеками. Тут все прямо – вплоть до "говорящих" фамилий. Угадайте, что это за миллионер в Афгане? Или скользкий депутат семитского вида, ведущий переговоры с боевиками о выкупе журналистов? Или гадкий журналист с фамилией на "-цкий", друг моджахедов, которому те готовят фальшивый паспорт, платят деньги, а он кропает сволочные статейки? Или благородный командир чеченского ОМОНа?

Фильм абсолютно (даже операторской работой) напоминает сериалы 80-х про американских шпионов типа "ТАСС имеет что сказать". Схожесть усиливается практически полным отсутствием батальных (которых можно было ожидать от фильма о войне) и даже просто боевых сцен (которые вставить сам Бог велел). Ну, это ладно, это можно списать на традиции. Хуже с диалогами. Живые люди так не разговаривают! Их писал либо графоман, либо отставной военный. Либо и то и другое. Из-за этих диалогов персонажи из людей превращаются в функции, в ходячие шаблоны, которые строго делятся на очень хороших и очень-очень плохих. На их фоне живыми смотрятся только Бондарчук да Алена Хмельницкая.

В титрах скромно значится, что фильм снят при частичном финансировании Министерства по делам печати и телерадиовещания. Самое интересное, что такого министерства в природе просто не существует. А вот без Министерства обороны тут явно не обошлось. Ну и ладушки. Американцы свой "вьетнамский синдром" тоже посредством кино преодолевали. Чем мы хуже? Первый блин получился, конечно, не совсем плоским, так лиха беда... Научимся. Станем снимать так, что народ в зале будет вскакивать с мест, хлопать и петь гимн.


"Черная комната"
Россия, 2000, 80 мин.
Режиссер: Андрей Звягинцев
В ролях: Николай Чиндяйкин, Дмитрий Щербина, Ирина Гомес, Александр Пороховщиков, Илья Бледный, Сергей Векслер, Николай Добрынин, Анна Дубровская

Три серии снятого РЕН-ТВ сериала под тем же названием. Не знаю, кому как, а мне по телевизору посмотреть не случилось, вот и наверстываю.

Первый эпизод называется "Бусидо". Банкир и его телохранитель сидят в гостиничном номере, курят, играют в шахматы, беседуют беседы, разговаривают разговоры. Банкир рассказывает о самоотверженности своего предыдущего бодигарда, который геройски заслонил работодателя от бандитской пули, и пытается прощупать нового – способен ли тот отдать жизнь за по большому счету постороннего ему человека.

Во втором эпизоде перед нами не совсем классический любовный треугольник. Есть муж, жена и любовник. Только вот любовник одновременно является сыном мужа. И его мачеха-любовница пытается настроить парня на убийство отца.

В третьем – вновь треугольник. Но в роли любовника выступает лучший друг мужа. Здесь мужчины выясняют отношения лицом к лицу посредством револьвера и "русской рулетки".

События во всех трех эпизодах, как это и было заявлено еще во время съемок сериала, происходят строго в рамках одной комнаты (см. название) и с ограниченным количеством действующих лиц. Самый удачный эпизод – безусловно, первый, в котором по-настоящему хорошо нагнетается напряжение, а финал мало того что неожиданный, так еще и, как это теперь модно, двойной или даже тройной. Остальные два выглядят уже не так захватывающе в виду некоторой вторичности. А к концу кассеты пепел Хичкока, постукивая в сердце зрителей, начинает переворачиваться в гробу, стоящем в склепе, где травят байки.

Выбор читателей