Актер, режиссер, продюсер, поэт. И красавец

Он проснулся знаменитым после "Маленькой Веры". Но судьба благоволила, и актером одной роли он не стал. Десятки киноработ и известные театральные постановки сделали Андрея Соколова одним из самых знаменитых актеров

Только актерской славы Андрею Соколову не достаточно. Он создает собственные спектакли уже в качестве режиссера или продюсера. Его последние спектакли "Койка" и "За закрытой дверью" продолжительное время собирают аншлаги.

Блестящей актерской карьере предшествовала учеба в Московском технологическо-авиационном институте им. Циолковского и работа вахтером, лаборантом, ротаторщиком и даже грузчиком. В 1986 году свет рампы и запах кулис заставили навсегда забыть о начертательной геометрии и привели на первый курс Высшего театрального училища им. Щукина. Неуемная энергия и жажда знаний через десять лет вновь сделали Андрея Соколова прилежным учеником, и с 1996 по 1998 гг. он опять-таки студент, но уже Высших курсов сценаристов и режиссеров. Актер "Ленкома" с 1990 г. по сей день. Также сотрудничает с театрами: им. Моссовета, Большим, "Игроки", с Театром Луны и "Монолог-21век".

Мы встретились с Андреем Соколовым за полчаса до начала очередного спектакля "За закрытой дверью" по пьесе Жана-Поля Сартра, где, являясь продюсером проекта, он играет также одну из главных ролей.


"Yтро": Почему было решено ставить Сартра? Автор довольно сложный для неискушенного зрителя.

Андрей Соколов: Если бы мы поставили что-то другое, все равно был бы вопрос "почему". Дело в том, что режиссер этого спектакля, Саша Мохов, давно носился с этой идеей и даже пытался ставить эту пьесу у себя в "Табакерке", но там не получилось. Он играл роль Гарсена, и в сцене самоубийства на самом деле повесился. Его ребята вытаскивали из петли. И Табаков закрыл этот спектакль, но идея осталась. Поскольку мы уже сотрудничали на базе театра "Игроки" с проектом, который назывался "Понедельник после чуда", то нашим слаженным коллективом мы просто решили пойти и что-то сделать.

"Y": Пьесы, которые Вы ставите как режиссер и продюсер, развлекательными не назовешь. Вы не стремитесь развлекать публику?

А.С.: "Койка" был мой первый опыт, как режиссера. Я прочитал историю, и буквально через три недели мы начали работать. Я давно искал пьесу для себя, для режиссуры. Если говорить по поводу Сартра, то здесь уже была идея, и под эту идею уже находились актеры и деньги. По поводу "развлекать" я могу сказать так: с Игорем Аникановым, генеральным директором творческой группы "Новое небо", у нас есть один проект. Это жанровая комедия, которая на сегодняшний момент называется "Транзит Юпитера". Все оговорено, но в связи с тем, что у меня сейчас много работы в кино, она приостановилась. Но думаю, что до нового года мы начнем. Так что я с радостью публику поразвлекал бы.

"Y": Вас нечасто можно увидеть в комедиях.

А.С.: Вы знаете, я вообще веселый человек на самом деле.

"Y": Но играете в основном злодеев. Их легче играть?

А.С.: Отрицательных? Да, конечно, легче. Всегда сложнее быть хорошим человеком, и чтобы сладость не сочилась из ушей. Как нельзя играть любовь, так и нельзя играть каких-то положительных людей.

"Y": И что за характер Вы играете в пьесе "За закрытой дверью"?

А.С.: По сюжету это человек, который закончил свою жизнь самоубийством. Человек трусливый. Журналист. В минуту тяжелых испытаний он их просто не выдержал. Это канва, а по тому, как мы говорили с режиссером... наверное, это вопрос больше к нему. В характере этого человека я до конца не разобрался. Бесполезно. Подойти к той грани, когда человек заканчивает свою жизнь таким образом, очень тяжело. Я многое могу себе представить, но подойти к этой, самой последней стадии – я еще не до конца себе такое представляю.

"Y": Вы стали режиссером и продюсером своих собственных спектаклей, потому что хотите сыграть ту заветную роль, которую Вам никогда не дадут сыграть в "Ленкоме"?

А.С.: У меня нет названия такой роли. Есть люди, которые всю жизнь мечтают сыграть Гамлета. У меня такого нет. Безусловно, здесь есть возможность сделать выбор. И это очень важно. Второе: ты имеешь возможность какие-то мысли, взгляды и опыт вынести на сцену. Плюс, я всегда стараюсь делать то, что мне интересно по жизни. Еще с театрального училища с моими отрывками ребята поступали в театры, мы ставили спектакли. А продюсерство – оно, к сожалению, слишком тесно связано с режиссурой. Любой режиссер, который сейчас занимается делом, занимается к тому же и поиском денег, потому что очень редко бывает, чтобы кто-то пришел и дал деньги. На "Койке" так получилось. Не надо ничего было искать.

"Y": Антрепризные спектакли ставятся только ради денег, или там остается простор для творчества?

А.С.: Сейчас настолько поменялась публика. Если ты делаешь халтуру, то денег не заработаешь. Молва бежит впереди тебя. Можно сыграть премьеру, но на этом все и закончится. И потом, просто так сложилось в моей жизни: я привык или делать хорошо, или не делать совсем. Но ведь, с другой стороны, никто Тарковского никогда не считал коммерческим режиссером, а его кассеты до сих пор продаются. Если что-то настоящее, тогда это действительно ценится. О деньгах, конечно, приходится думать. Например, "Койку" мы делали на деньгах, под которые была заложена квартира. Я не мог подвести. Но еще раз повторяю, если идти только на результат, вряд ли что-то получится. Мне кажется, так даже не бывает – мол, "я хочу сделать так, чтобы это был успех, фурор". Нет, это всегда поиск, очень многое зависит от актеров, от команды.

"Y": Помимо того, что Вы актер, режиссер и продюсер, Вы еще и пишете стихи. Стихи появились в юности или в гораздо более зрелом возрасте?

А.С.: Первое стихотворение я написал в 6 лет. Книжка вышла не потому, что у меня цель была такая – написать стихи, выпустить книгу и еще на этом денег заработать. Это нонсенс, такого не бывает. Как-то само по себе оказалось, что это самое устойчивое хобби.

"Y": Не так давно у Вас появился собственный сайт. Почему его дизайн выдержан в черно-белых тонах?

А.С.: Это и выбор дизайнера, и мой выбор. Простой белый цвет состоит из массы цветов. И черно-белое кино гораздо интереснее, чем цветное. Оно более пронзительное. Черно-белый – не значит серый; наоборот, черно-белый – это самое гармонично выдержанное сочетание, куда входят все краски.


Следующие спектакли с участием Андрея Соколова пройдут в БЗК "Академический" (Ленинский проспект, 32-а, здание Академии наук).
12 и 28 октября – "Койка"
31 октября – "За закрытой дверью"

Выбор читателей