Афганистан, больное сердце Востока

Главная неприятность для афганцев заключается в том, что США будут стремиться тут же, после блистательной победы над талибами*, "обустроить" Афганистан на свой лад

Четыре дня назад в Афганистане началась война. Точнее, что значит – началась? Война в этой стране не прекращается уже четверть века. Здесь выросло поколение людей, которым так и не довелось пожить в мире. Очень неприятно сознавать, что именно наша страна (пусть и именовавшаяся тогда по-другому и следовавшая другим политическим курсом) положила начало этой войне. И пусть не утешает нас мысль, что это не первая война, которую ведет цивилизованный Запад в нецивилизованном Афганистане (вспомним Киплинга: "нам Кабул занять велели – сабли вон! труби поход!").

Война – маховик, который нетрудно при желании раскрутить, но гораздо сложнее остановить. Он наматывает на себя все новые противоречия, обиды и ущемленные интересы, вовлекает новых участников и находит новые жертвы, подпитывая ими свой дальнейший разрушительный ход. Данный механизм мог бы претендовать на звание вечного двигателя, но его топливо – все то, что можно разрушить – имеет пределы.

Остается только удивляться, насколько живуч Афганистан, если страна по-прежнему как-то существует. Именно что существует. По оценкам ООН, это едва ли не беднейшая страна в мире, национальной проблемой №1 в ней является голод. Голодная смерть предстоящей зимой угрожает, по крайней мере, 7 миллионам афганцев. О здравоохранении, системе образования и прочих благах и говорить не приходится.

Немудрено, что затяжная война породила и проблему беженцев. В Иране давно обосновались полтора миллиона афганцев, еще два – в Пакистане. Начавшиеся англо-американские бомбардировки вызвали новую волну вынужденных переселенцев, которая напоминает настоящий девятый вал. По самым скромным подсчетам, уже миллиона полтора человек желают пересечь афгано-пакистанскую границу. Пакистан, естественно, не особенно рад такому паломничеству и всеми силами сдерживает натиск невооруженной живой силы из соседнего государства. В итоге все эти люди находятся где-то близ границы с Пакистаном, покинув свои города, которые стали жертвой праведного гнева заокеанской сверхдержавы.

США проводят акцию возмездия. Парадоксально (или закономерно), но самая могущественная держава нашей планеты взялась воевать с самой бедной. Как не усмотреть в этом апофеоз противостояния "золотого миллиарда" и прочей части человечества, "богатого Севера" и "бедного Юга"! Вот только в этом случае не беднота принялась громить "буржуев", а как раз наоборот.

Газета "Монд" привела на своих страницах мрачную шутку о том, что, воюя с Ираком, США взялись вернуть его в каменный век. С Афганистаном такой номер не пройдет: эта страна и так находится в каменном веке. Но это опять-таки, рассуждения с позиций западной логики, все меряющей степенью прогресса и развития демократии. Конечно, Афганистану обидно терять те начатки (или остатки) своей экономики и инфраструктуры, которые будут уничтожены американскими ракетами и различными "умными бомбами". Но главное все же не в этом: страна за годы войны приспособилась обходиться без благ цивилизации.

Главная неприятность для афганцев заключается в том, что США будут стремиться тут же, после блистательной победы над талибами*, "обустроить" Афганистан на свой лад. Нет, не включив его в "золотой миллиард", что вы! Всего лишь приспособив к пресловутому "новому мировому порядку", привив свою систему ценностей и политический курс. То есть, прежде всего, усмирив Афганистан и обезопасив его для себя. В этом контексте уже извлечен из чуланов истории бывший король Афганистана Захир Шах. Что произойдет, если ему вернут трон? Да то же, что было в Иране после аналогичного по сценарию возвращения династии Пехлеви. Ничего хорошего для страны: марионеточные ужимки и гримасы власти и, в конечном итоге, новая революция.

В своей заботе о несчастном Афганистане американцы уже сейчас доходят до цинизма: одновременно с бомбами они сбрасывают с самолетов посылки с гуманитарной помощью. Вот уж, действительно, кнутом и пряником...

Афганцы, впрочем, каким-то внутренним чутьем улавливают, какие геополитические ветры дуют над их землей. Они не доверяют американцам, взявшимся избавить их от талибов. Парадоксально, но доблестные моджахеды покойного Ахмад-шаха Масуда, некогда отважно воевавшие с оккупантами из СССР, а теперь противостоящие талибам, видят именно в России своего самого надежного союзника из числа немусульманских стран. Они убеждены, что Россия не станет их ни завоевывать, ни переделывать на свой лад.

А что же Россия? Путин говорит о сплоченности мирового сообщества перед лицом угрозы терроризма, о том, что террористы должны теперь "на своей шкуре почувствовать эту сплоченность". Увы, но эту самую сплоченность (в виде американских ракет) придется прочувствовать прежде всего афганскому народу. И за него, похоже, в нашем грешном мире некому заступиться.

Афганистан издревле считается сердцем Востока, Азии. Он и расположен в самой ее середине. Это сердце уже не первый век Запад пытается покорить, в основном, путем завоевания. Но результат по-прежнему малоутешительный: сердце Азии не завоевано, его только разрывают на части.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей