Экономический экзамен для России и Украины

На этой неделе в Киеве высшие чиновники России и Украины попытаются облегчить жизнь купцам обеих стран

При всей трагичности нынешнего этапа российско-украинских отношений жизнь продолжается. Несмотря на катаклизмы, споры и противоречия, этически и географически мы остаемся тем, кем всегда были, есть и будем: славянами и соседями. С этим ничего не поделать. Да и надо ли?

Еще недавно мало кто верил в возможность мирного решения проблемы Крыма и Черноморского флота. Газовые долги и особенно разногласия в их оценке также не предвещали ничего хорошего в плане налаживания отношений между двумя странами. Но ведь смогли же, договорились! И неумолимая логика восстановления единого экономического пространства ставит на повестку дня заключение соглашения о свободной торговле.

Собственно говоря, работа над этим договором уже в самом разгаре. Как сообщает РИА "Новости", российские и украинские эксперты продолжают работу над подготовкой всеобъемлющего двустороннего торгового соглашения между двумя странами. Одним из главных моментов в документе должен стать отказ от существующих ныне в двусторонней торговле мер нерыночного характера, применяемых как Россией, так и Украиной. В частности, это антидемпинговые расследования, проводимые в отношении целого ряда товаров, а также квоты.

Образно говоря, есть по меньшей степени три причины для того, чтобы это соглашение подписать.

Первая - политическая. Впервые за многие годы дипломаты сумели отделить "котлеты от мух". В обеих странах остались радикалы-националисты, и никто не запрещает им высказывать свое мнение. Но это мнение при решении прагматичных задач не учитывается. И этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы представители промышленности и бизнеса обеих стран вновь научились слышать и понимать друг друга.

Вторая: неудовлетворительное качество предыдущих соглашений. И Россия и Украина вели себя подобно героям многочисленных анекдотов про "хохлов" и "москалей". Каждая из сторон сначала добросовестно попытала счастья на мировых рынках. Причем сделала это в меру своего представления о том, как надо торговать. Представление не очень соответствовало современной реальности. Купцы обеих славянских стран с некотором изумлением констатировали, что в буквальном смысле грузить телегу "добрым товаром" и везти в Европу как-то не принято. Там уже с прошлого века так не торгуют: есть торговые сети, санитарные и экологические нормы и многие другие малопонятные вещи. Запросто могут и оглобли завернуть.

Разочаровавшись в мировых рынках, предприниматели быстро переориентировались на торговлю с соседями. Причем опять ситуация быстро приобрела карикатурный вид. Каждая из сторон, активно поощряя свой "хороший" импорт (карамель, трубы, сахар, мех и прочая-прочая), всячески стремилась оградить свой рынок от проникновения "вредного" чужого экспорта. Естественно, были возбуждены обоюдные антидемпинговые расследования, установлены квоты и запретительные пошлины. Каждая из сторон толковала термин "единое экономическое пространство" исключительно с точки зрения национальных интересов. Что вполне объяснимо, но, увы, непрактично.

И, наконец, третья причина. И Россия и Украина записались в очередь на вступление в ВТО. О положительных и отрицательных сторонах членства в ВТО можно спорить бесконечно, но совершенно очевидно одно обстоятельство. Еще никому в мире не удавалось создать такую модель экономики, при которой для национального производителя были бы открыты рынки всех членов Организации, а его зарубежные коллеги действовали бы в условиях жестких ограничений и запретов.

И в этом смысле мы сейчас проходим первый экзамен. Если две славянские страны в ближайшее время не сумеют создать что-то вроде своего двустороннего "мини-ВТО", то наивно мечтать о том, что по отдельности хоть что-то у нас получится в планетарном масштабе.

Выбор читателей