Дубина или генератор

Процессы, идущие в производственном комплексе России, требуют отраслевого принципа организации работы антимонопольных органов. Основной задачей становится анализ этих процессов и предупредительная работа

В Санкт-Петербурге прошла Международная конференция "Задачи и проблемы реализации государственной конкурентной политики в российских регионах", которая изобиловала программными заявлениями. По ним можно судить не только об отношении Министерства по антимонопольной политике к процессам реформирования естественных монополий, но и об основных направлениях антимонопольной политики в ближайшем будущем.

Прежде всего, считает министр РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья Южанов, при реформировании "нужно быть предельно внимательным, так как естественные монополии организуют экономику России и влияют на экономику Европы". Кажется удивительным услышать призыв к осторожности, когда известно, что антимонопольное министерство вносило довольно решительные изменения в проекты реструктуризации МПС и РАО ЕЭС, касающиеся создания конкурентной среды в этих отраслях. Однако стоит вспомнить, что МАП длительное время занималось (и фактически продолжает заниматься до сих пор) регулированием деятельности естественных монополий в области связи и транспорта, а с остальными монополиями постоянно имеет дело в процессе контроля их доминирующего положения. Следовательно, опыт рассмотрения взаимосвязей монополий между собой и их влияния на экономику здесь накоплен большой.

Общий посыл – не допустить сбоев в работе естественных монополий в процессе реструктуризации. "Формирование реального рынка электроэнергии проходит с большим трудом, – отметил Южанов, – и надо уметь замечать те грабли, на которые уже наступали в других странах, где проводили такие реформы". Речь, несомненно, идет прежде всего о США, где Калифорния буквально погрузилась во тьму в результате необдуманного отпуска оптовых цен на электроэнергию без создания конкурентного розничного рынка электроэнергии. Российский почин по созданию рынка электроэнергии пока также внушает мало оптимизма. Альтернатива между диктатом олигархов, прежде всего алюминиевых, и диктатом РАО ЕЭС не радует ни рядовых потребителей, ни экономистов. Хорошо бы иметь внятно прописанные законодательные рамки такого рынка, но пока здесь не может помочь даже мировой опыт.

Опасения вызывает даже реструктуризация МПС. С одной стороны, принятая программа, пусть и компромиссная, достаточно четко расписывает, что делать и что должно получиться "на выходе". С другой стороны, даже Великобритания собирается вновь национализировать железнодорожную отрасль, так как особыми успехами ее приватизация не отмечена. А если верить сообщениям печати о намерении МПС "под шумок" реструктуризации списать всю имеющуюся бюджетную задолженность и другие предложения ведомства в пакет законопроектов по реформе, то возникают сомнения в том, что полученный рынок перевозок будет чем-то напоминать цивилизованный. Южанов сказал, что реформировать железнодорожную отрасль надо так, "чтобы поезда при этом ходили, потому что когда в некоторых странах начинали проводить такие реформы, то движение по железным дорогам иногда останавливалось". Если поезда останавливались в цивилизованной Британии, то что может быть на наших рельсах, представлять не хочется.

Не менее осторожно призывает министр относиться к реформированию отрасли связи. В частности, касаясь реструктуризации "Связьинвеста", которая предполагает укрупнение его "дочек" и создание на их базе семи (по числу федеральных округов) региональных операторов общедоступной связи, Южанов заявил, что реформа холдинга должна быть "хорошо продумана, подготовлена и утверждена на политическом уровне". "Необходимо провести все изменения с большей ясностью", – отметил руководитель антимонопольного ведомства.

Таким образом, можно отметить несомненное нарастание осторожности ведомства, всегда встававшего на сторону большего развития конкурентного рынка. Возможно, этому способствовали не только российские трудности реформирования естественных монополий, но и мировой опыт, в котором ошибок и заблуждений, увы, не меньше, чем позитивных перемен.

Но подвижки взглядов заметны не только по вопросу реструктурирования естественных монополий. Так, неожиданностью стало заявление Южанова на пресс-конференции, прошедшей в рамках мероприятия, о том, что необходимо отменить запрет на наружную рекламу алкоголя. По словам министра, запрет этот все равно не работает, и сегодня штраф за его нарушение рекламщики просто закладывают в свои тарифы. Подобное высказывание стало тем более неожиданным для прессы, что все помнят прошлогоднюю весьма жесткую борьбу антимонопольного ведомства с подобными нарушителями. Правда, скорее всего, это и есть ответ: применив все имеющиеся средства к нарушителям, представители министерства убедились, что дело не в строгости, а в разумности налагаемых ограничений. Кстати, антимонопольное министерство отрицательно относится и к планируемым Думой ограничениям в области рекламы табака.

А вот последняя новость, наделавшая много шуму, – о реструктуризации самого министерства по антимонопольной политике, – на самом деле вполне логична. На последней коллегии министерства, посвященной вопросам пресечения монополизации в машиностроительном комплексе, особо отмечалось, что процессы, идущие сегодня в производственном комплексе России, требуют отраслевого принципа организации работы антимонопольных органов. Основной задачей при этом становится анализ процессов, идущих на рынке, и предупредительная работа. И если сложить все вышеперечисленные высказывания, то можно заметить, что антимонопольные органы сегодня всё меньше хотят играть роль дубины и всё больше – генератора идей для расширения конкурентного пространства российской экономики.

Выбор читателей