Фантомы предпочитают красоток

Культовый кинороман "Бельфегор" под рукой режиссера постарел и изменился до неузнаваемости. Его не спасает даже присутствие красивой француженки

"Бельфегор, призрак Лувра" (Belphegore, le fantome du Louvre)
Франция, 2001
Режиссер: Жан-Поль Саломе
В ролях: Софи Марсо, Мишель Серро, Фредерик Дифенталь

Как-то за более значимыми событиями из московской культурной жизни я забыл, что на прошлой неделе побывал на премьере очередного фильма. Называется это кино "Бельфегор, призрак Лувра", презентовали его в симпатичной "Гаване" и всю эту неделю во многих кинотеатрах крутят.

Привлекало что? Ну, во-первых, я любил когда-то французское кино больше всякого остального. Давно это было, но до сих пор фамилия продюсера Алена Сарда вызывает даже у непосвященных какие-то смутные воспоминания – этот человек сделал как-никак больше ста картин. Кроме того, более привлекательных актрис, чем француженки, на мой вкус, в прошлом (XX) веке не было. Вот и тут: Софи Марсо, что ни говори, вроде бы суперзвезда, не должна в совсем плохих фильмах сниматься.

Нет, ошибка вышла. Прошли те благословенные времена, когда о европейском жанровом кино ничего плохого, кроме хорошего, сказать было невозможно. Об авторском французском кинематографе, справедливости ради, может, и посейчас стоит говорить – жив, курилка, но люди все больше маргинальные, их имена мало что кому говорят, за исключением, может быть, Патриса Леконта и Франсуа Озона. Единственная современная французская мега-звезда Люк Бессон давно светит на голливудском небосклоне, хотя, по имеющимся данным, киноиндустрия Франции выпускает на экраны на порядок больше фильмов, чем, скажем, наша отечественная.

Вот один из образцов и проваливается сейчас во многих кинозалах.

Простая парижская девчонка Софи Марсо (на самом деле ей скоро 35, но по фильму – лет 20, хотя выглядит, действительно, прекрасно) оказывается вместилищем злого духа Бельфегора, которого отрыли египтологи Лувра. Летает эта компьютерная черепушка, значит, что твой истребитель "Фантом"; виден, правда, только зрителям по эту сторону экрана и столь крутым визуальным эффектом, очевидно, обязан третьеразрядный анимационной студии примерно тридцатилетней давности.

В общем, ходит ночами такая страшилка-Марсо и всех работников Лувра пугает. Для окружающих – у нее тяжелая форма шизофрении, а мы-то видим, что это дикий безобразник-фараон развлекается в нежном девичьем тельце. Мочит почем зря всех охранников, балует, ищет какие-то свои причиндалы и совершенно немотивированно мучает бедную Лизу (так ведь и зовут героиню). У той, естественно, чистый "амор" с каким-то слесарем по охранным сигнализациям. К влюбленному тандему примешан следователь, спец по бельфегорам и всему, что с ними связано, тоже, между прочим, звезда экрана – Мишель Серро.

Ну и, сами понимаете, скачут все персонажи то в масках фараона, то с револьверами, прям как в известном клипе Майкла Джексона на египетскую тему, только хуже. Суетятся герои и все время того злого духа пытаются поймать. А зритель сидит и всё думает – ну, щас начнется. И всё пытается смеяться буквально над каждой сценой, да не выходит никак. Беда просто, до чего не смешно.

И так все 97 минут экранного времени. Не взлетает, да и все тут.

И стоило бы говорить, если б не несколько попутных замечаний. Именно этот новый фильм представляет собой не что иное, как кашу из "Дракулы", "Фантомаса", "Мумии-2" и "Привидения". А ведь в основе культовое произведение. Так, может, и был бы эффект смешения жанров, кабы не довольно известный сюжет "Бельфегора".

Действительно, сейчас история достойна внимания ну самых диких нелюбопытных аборигенов, не смотрящих телевизор, всех этих телевариаций американских ужастиков, причем даже не более-менее симпатичных "Мумий", а совсем детских страшилок. Кстати, если данный "Бельфегор" – детское кино, для 5-7 летнего возраста, у меня к нему претензия только одна: предупреждать надо. И сеансы утренние. Тогда покатит. Правда, куда тогда деть неформальную лексику, которой насыщен русский перевод, чтобы спасти совсем скучную историю? Хотя ну что, ну мудозвоном в одном месте обозвали отрицательного чувака. Ну намеки на секс кое-какие есть, причем между довольно пожилым следователем и хранителем, в роли которой тоже, между прочим, звезда 60-х – англичанка Джулия Кристи. Вот и гадай, для какой аудитории этот Саломе снимал не такое уж малобюджетное (раз со "звездами") кино?

Сам кинороман Артюра Бернеда, по которому снят этот римейк, некогда, на заре кинематографа вызвал восторг наравне с такими известными своими предшественниками, как "Призрак оперы" Гастона Леру. Затем пародией на него был первый, лучший из имеющихся "Фантомасов". Но прошло почти сто лет; если режиссер берется за культовый сюжет, он должен четко понимать – зачем? Чтобы снять скучный научно-популярный фильм о сокровищах египетской коллекции Лувра? Тогда при чем эта слабая попытка напугать тех, кто и так не боится? Если бы разыгрывалась настоящая комедия, ну пускай даже не смешная, было бы понятно. А тут совсем что-то неудобоваримое. Три полусмешные шутки за полтора часа плюс намертво устаревшая технология, когда не веришь ни одному кадру и хочется протереть глаза – не на "Довженко" ли снимали? Может, бабки решили сэкономить. Да вроде все по-взрослому, никаких посторонних компаний в титрах.

Ну, что еще предположить... Может, роман с Софи Марсо у режиссера? Тогда бы еще был смысл обсуждать ее достоинства. Но играет она просто никак, голой нигде не щеголяет и в эротических сценах не задействована. В общем, к той роли, что некогда сыграла знаменитая певица Жюльет Греко из знаменитого сериала шестидесятых по этой же истории, сексуальную красотку Марсо режиссер не подпустил. В таком случае еще более непонятным становится выбор ее на роль, ведь компьютерный монстр должен был именно ее телом совершать некие манипуляции, от которых в таком случае можно было бы хоть чего-то интересного ожидать.

Ладно, не наше дело выискивать побудительные мотивы режиссеров и продюсеров. Их дела, их деньги, их провал.

Но я не очень верю случайности в этом деле. Не то чтобы вот так – взялись, да не вышло. Просто, как кажется, на фоне американских фильмов этого жанра нужно сто раз оглянуться, чтобы не садиться в столь очевидную лужу. Не тянет европейское кино сегодня крупные жанровые проекты. Ни по технологии, ни по идеологии, никак. Ну так смиритесь, снимайте свое, "узкое", национальное. Есть же прецеденты, не замахивайтесь на давно пройденное без всякого переосмысления, не гоните лажу.

А вы, дорогие зрители, не сильно огорчайтесь, если не удастся пойти на этой неделе в "Орион", "Гавану", "Орбиту", "Кодак", "Художественный" и "Киноцентр", где гуляет этот франко-египетский призрак. Ничего не потеряно.

Выбор читателей