Дырка в пластмассовом бублике, или Парад двойников

Названия групп, упомянутых в сегодняшнем параде переизданий, известны многим. Особенность в том, что эти группы-двойники образовались несколько раньше, чем их более именитые "однофамильцы"

Как выясняется, не только в нашей стране существовали группы-двойники; правда, на западном музыкальном рынке эта проблема не имела под собой той лукавой финансовой подоплеки: использованием одинаковых названий часто дело и ограничивалось, тем более что одноименные проекты иногда разделяло около четверти века. Так, мало кто из нынешних поклонников "тяжелого" проекта Tempest знает, что в начале 70-х существовала одноименная джаз-роковая группа (post-Colosseum) и даже выпустила два альбома; у теперешнего модного исполнителя Beck имеется заслуженный однофамилец – супергитарист Jeff Beck...

Nirvana – "Local Anaesthetic" (1971)

Вот еще один двойник: гранджевое детище покойного Курта Кобейна знают все, однако существовала еще одна "Нирвана", которую основали в 1967 году ирландец Patrick Campbell-Lyons и выходец из Греции Alex Spyropulos. Как водится, начиналось все с блюза, однако менеджеры фирмы Island, на которой тогда базировалась группа, настойчиво рекомендовали ребятам глубже разрабатывать нишу рок-психоделии. Совет пошел впрок: четвертый альбом "Local Anaesthetic", который был выпущен на Vertigo (тогда – филиал Philips), содержал уже не одни только прямолинейные "квадраты" и был напичкан экспериментами; правда, ритм-блюзовая основа выпирала из-под всего этого довольно-таки ощутимо. Подача материала была также необычной: каждая сторона винилового диска представляла собой рок-сюиты: более джазовую "Modus Operandi" и несколько менее эпическую "Home". Отдаленно пластинка походит на редкие эксперименты с психоделией Rolling Stones или Пола Маккартни; правда, достоинством "Нирваны" можно считать попытки объединить различные темы в единую концепцию. Не всем, впрочем, эта работа покажется особо концептуальной, однако поклонники ритм-н-блюзового направления вполне могут впасть в нирвану от услышанного.
(***)


Tangerine – "The peeling of Tangerine" (1971)

Стоит заострить внимание на том, что данный "мандариновый" проект не имеет никакого отношения к немецким "электронным мечтателям" Tangerine Dream. Сей экзотический фрукт вырос на американской земле (в Пенсильвании, США) благодаря усилиям братьев Al и Lynn Ferraro. Старший, Эл, в детстве обучался игре на ф-но, флейте и трубе, но (какие же это инструменты для хард-рока?!) позднее гитара полностью завладела его сердцем, и в звучание собственной группы он внес основной вклад именно как лидер-гитарист. В конце 60-х в американской музыке происходило столько всяких интересностей, ребятам срочно надо было определяться с направлением, и в качестве ориентиров были приняты Grand Funk и Iron Butterfly, то есть "тяжелый" рок, слепленный по американскому образцу... Впрочем, сильное влияние блюза в композиции "Come and See Me" делает ее похожей на типовую работу от John Mayall, а мощное соло на конгах (congas) младшего брата Lynn Ferraro в заключительной "My Main Woman" могло бы вызвать приступ здоровой зависти у музыкантов из группы Карлоса Сантаны. Между прочим, Линн также сначала был "духовиком"; гитару, а позднее конги он освоил самостоятельно, под влиянием старшего брата, и здесь выступает в подобном качестве (а некоторое время спустя он стал высокопрофессиональным басистом). Много позднее группа переименовалась в Ferrarro Brothers (не правда ли, оригинальное название?), ну а данный CD познакомит нас с еще одной зарубкой на древе американского ритм-н-блюза (ближе к его корням), ведь в конце 60-х в американской музыке происходило столько всяких интересностей...
(****)


The Climax Blues Band – "Plays On" (1969)

На заднике компакта, впрочем, название ансамбля написано в изначальном, более длинном варианте – The Climax Chicago Blues Band, то есть формально его можно (с ба-альшого перепугу) спутать со знаменитыми Chicago. Как уже говорилось, это – еще один случай совпадения, не более. К тому же данный коллектив образован был в Великобритании и, несмотря на "окончательно загибающийся чикагский блюз" в наименовании, играл все тот же "старый добрый" британский джаз-роковый стандарт конца 60-х, приятственно приправленный саксофоном и прочими духовыми. Солирующая флейта в композиции "Cubano Chant" наглядно продемонстрирует всем поклонникам Jethro Tull (и вообще рок-флейты) еще один способ обращения с этим инструментом, что выходит, надо признать, неплохо. Фанатам всяческих рок-обработок рекомендую "Восход солнца" (здесь он называется "Mum’s The World") – вначале добротный такой электрический орган; далее к поискам выхода из всепоглощающего тумана подключается заблудившийся в дебрях психоделии мелотрон... Кстати, один из клавишников, участвовавших в записи, Art Wood – не тот ли, что несколькими годами ранее играл вместе с начинающим Джоном Лордом в английской команде Artwoods?
(****)


Man – "2 Ounces of Plastic with a Hole in the Middle" (1969)

В среде рок-музыкантов встречаются люди абсолютно разные по характерам и темпераментам. Соответственно, различается у них и чувство юмора. Как вам понравится, например, название второго в дискографии группы Man альбома – "Две унции пластика с дыркой посередине?". Самоирония группы сразу же должна настроить слушателя на несерьезный лад; плюс эдакая безобразно-безликая обложка... А ведь внутри-то все вполне занятно, включая эксперименты с различными шумами и звуками (плюс синтезированные крики птиц). Ну и как увязать форму (включая достойное аплодисментов название) с содержанием? А никак; просто надо знать, что на своем втором альбоме группа Man выдала дозированную порцию психоделии: абстрактной, ранне-пинкфлойдовской ("Prelude/The Storm") и до предела конкретной, но по-восточному зыбкой ("Spunk Box"). В целом же диск стилистически не выдержан: остальные четыре трека – уже надоевший мне (за сегодняшний день) блюз по-британски. Впрочем, если бы этой пластинкой обзор не заканчивался, а начинался, его оценка, возможно, была бы несколько выше...
(**)


...А в качестве отдыха для уставших от ритм-н-блюза хочу предложить вам разумное, доброе и, самое главное, вечное: диск с признанной классикой.

А.Вивальди – Знаменитые концерты (серия "Шедевры музыкального искусства")

Как уже было подмечено в прошлом музыкальном обзоре, наиболее известной скрипичной работой Антонио Вивальди считаются "Времена года". Впрочем, помимо этого цикла знаменитый венецианец создал десятки опер, симфоний, сонат, ораторий и кантат. Тем не менее, любимейшим жанром Вивальди был инструментальный концерт, к которому композитор обращался в течение всего творческого (и жизненного) пути. Великолепный скрипач и блестящий педагог, он является автором почти 500 концертов для разных сочетаний инструментов. Нельзя однозначно утверждать, что данный CD включает в себя самые лучшие произведения композитора, но все они отмечены печатью гения мастера и прекрасно дополнят вашу фонотеку, особенно если в ней уже наличествуют "Времена года", но иногда "для души" хочется еще чего-нибудь похожего...
(****)

Выбор читателей