Тяжелые случаи поражения массовым психозом

Еще лет сто назад слухи о бациллах сибирской язвы в письмах повергли бы народ в такую панику, что в живых не осталось бы ни одного почтальона. Сейчас, хотя паника и ощущается, но почтальоны пока вроде все живы

Никакие письма я больше не вскрываю. Вдруг откроешь конверт – а там белый порошок с сибирской язвой. На самолетах летать тоже боязно: либо террористы угонят, либо собьют к чертовой матери ракетой во время учений. В высотные здания – ни шагу, в спальные районы – ни ногой... Уехать бы в глушь, в деревню, забиться в норку и не высовываться – авось пронесет. Страшно, граждане! Жить страшно. Умирать, правда, еще страшнее... Не один я боюсь – многие боятся. Весь мир, кажется, охвачен массовой истерией. И это, в общем-то, понятно, потому что возникла она не на пустом месте.

Вообще-то, еще каких-нибудь лет сто назад слухи о бациллах сибирской язвы в письмах повергли бы народ в такую панику, что в живых не осталось бы ни одного несчастного почтальона. Сейчас же, хотя паника и ощущается, но почтальоны пока вроде все живы... На самолетах, правда, летать стали меньше, но летают, тем не менее, да и города в спешном порядке еще не покидают. А ведь история знает примеры, когда вспышки массовых маний и истерий принимали совершенно чудовищные формы.

Так, в 1630 году, когда в Милане свирепствовала эпидемия чумы, среди горожан распространились слухи, что дьявол может отравить воду, поступающую в город. И вот однажды утром миланцы проснулись и увидели, что "все двери на главных городских улицах отмечены необычными мазками или пятнами". Вскоре знаки ожидаемого отравления были замечены и на руках некоторых граждан. Пополз слух, что зерно и фрукты тоже отравлены. Началась паника, и многие люди были казнены как отравители. Старик, вытерший стул перед тем как сесть на него, был обвинен в распространении яда, захвачен толпой разъяренных женщин, которые потащили его за волосы к судье. От испуга он скончался прямо по дороге. Аптекарь и брадобрей по имени Мора, которого застали за приготовлением лекарства, содержащего неизвестные добавки, был обвинен в сговоре с дьяволом с целью отравить город. После долгих пыток на дыбе бедняга в конце концов признался в сотрудничестве с лукавым и иностранными шпионами, а также в мечении дверей. Аптекарь указал даже несколько соучастников, которые немедленно были схвачены и подвергнуты пыткам. Все они были признаны виновными и казнены. Кто оставлял мазки на дверях, и были ли они вообще помечены, неизвестно.

В 1806 году в Лидсе (Англия) панику среди жителей городка вызвало невесть кем распространенное сообщение, что в соседней деревне курица откладывает яйца, на которых написано: "Христос идет". Огромное количество людей бросилось к этому месту, чтобы воочию убедиться в существовании мистических знаков. "Конец света!" – кричали паникеры и призывали к немедленному покаянию. Однако возбуждение быстро сменилось разочарованием, когда один человек поймал курицу в момент несения таинственных яиц и вскоре убедился, что яйца были надписаны какими-то чернилами и засунуты обратно в тело птицы.

А вот, пожалуй, один из самых известных и показательных случаев массового психоза, который отмечен уже в XX веке. В преддверии Хэллоуина в 1938 году литературная радиодрама по роману Герберта Уэллса "Война миров", написанная Орсоном Уэллсом, была передана по радио почти по всей территории США. Она описывала нашествие марсиан на Землю, которые приземлились в Гровер Милл, Нью-Джерси, и вскоре начали атаковать людей с применением тепловых лучей и отравляющего газа. К концу "репортажа" в эфире раздался грохот, а спустя несколько минут одинокий голос тревожно оборвался на монотонно повторяемой фразе: "Вызываю Нью-Йорк. Ответьте. Есть кто-нибудь в эфире? Ответьте...". Слушатели обезумели: началась массовая истерика, паника, попытки самоубийства, люди грузились в машины и мчались неизвестно куда... Когда американцы узнали, что по радио все лишь передавали инсценировку, то чуть не линчевали режиссера.

В ночь на пятницу 1 сентября 1944 года полиция Маттуна, штат Иллинойс, получила сообщение, что некая женщина и ее дочь были опрысканы сладко пахнущим газом какой-то таинственной фигурой, рыскавшей около окон их спальни. У потерпевших начались тошнота и головокружение. Несмотря на неясные обстоятельства и отсутствие улик, местная газета очень лихо описала это происшествие. И вот после того как история была опубликована, две другие семьи сообщили в полицию об аналогичных "газовых атаках" в их домах еще до первого инцидента. За две недели полиция получила более двух дюжин звонков от "двадцати девяти жертв теракта". Исследователь Дональд Джонсон из университета штата Иллинойс, изучив этот эпизод, выразил уверенность, что это была массовая истерия. Ее симптомы включали тошноту, рвоту, сухоту во рту, сердцебиение, трудности с ходьбой и, в одном случае, жжение во рту. Мнимые жертвы, по мнению Джонсона, скорее всего напуганные газетной статьей, ошибочно связывали обычные расстройства с газовыми атаками.

С "газовой атакой" связан и следующий случай, произошедший в 1983 году в Иордании. Тогда в марте 1983 года 947 жителей (в основном женщины) оккупированной Израилем территории Вест Бэнк ощутили дурноту, головную боль, боли в животе и головокружение. Эпизод был усилен слухами об отравляющем газе, которые упорно поддерживала пресса, и долголетним недоверием палестинцев к евреям. Обращения в медицинские центры следовали в течение 15 дней. А 27 марта того же года шестьдесят четыре местных жителя бросились за медицинской помощью, решив, что они отравлены выхлопом газа из трубы проходящей машины, очевидно с неисправным двигателем. Врачебные обследования показали, что никакой газовой атаки не было, гипотеза об отравлении была дискредитирована – и симптомы тут же прекратились.

В марте 1990 года не менее четырех тысяч жителей сербской провинции Косово были поражены таинственной болезнью, которая продолжалась около трех недель. Молодые (преимущественно) албанцы стали жаловаться на головную боль, головокружение, частое дыхание, боль в груди, тошноту и т.п. Началось всё это в школе в Поджуево, а потом быстро распространилось по дюжинам школ внутри провинции. Оказалось, что вспышка респираторного заболевания внутри единственного класса привела к массовой истерии и слухам, что сербы распылили яд.

В 1990 году в столице Габона разъяренная толпа до смерти забила молодого человека, посчитав его "вором половых органов". Причиной массового психоза стал слух о неких таинственных людях, при контакте с которыми, будь то пожатие руки или простое приветствие, у других исчезают половые органы. На улицах можно было увидеть мужчин, держащихся за свои гениталии, и женщин, прикрывавших руками бюсты. Считалось, что невнимательность или слабость может привести к утере пениса или грудей. По мнению испуганных негров, бдительность и агрессия являлись наилучшей профилактикой.

И, наконец, весь май прошлого года жителей Дели терроризировал "человек-обезьяна". Индийцы утверждали, что это существо – шести метров росту, до чрезвычайности лохматое и с длинными острыми когтями – нападало на горожан, которые, спасаясь от жары, устраивались на ночлег на крышах своих домов. За две недели с жалобами на "человека-обезьяну" обратились 35 человек. В результате полиция возбудила несколько уголовных дел "за распространение злонамеренных слухов", а местные энергетики прекратили так называемые веерные отключения, чтобы свет в городе был круглые сутки. И вдруг "человек-обезьяна" исчез. Зато возник доклад судебных медиков, в котором страсти, раздиравшие город, были названы "продуктом массового психоза". Травмы, якобы нанесенные когтями ужасного существа, являлись результатом членовредительства, а главными виновниками оказались журналисты, которые "опубликовали непроверенную информацию, что привело к разным случаям нервного срыва у особо впечатлительных горожан".

Честно говоря, все перечисленные выше случаи подталкивают меня к крамольной мысли, что ежедневные сообщения о белом порошке с сибирской язвой тоже могут быть некоторым преувеличением со стороны СМИ, то есть средств массовой истерии.

Выбор читателей