Веселая драма в маленьком театре

"Дон Джованни" за свою богатую оперную жизнь претерпел сотни интерпретаций, одну из которых ваш корреспондент имел честь видеть на этой неделе в Камерном театре Покровского

Дон Жуан - з.а. РФ Алексей Мочалов, Донна Эльвира - з.а. РФ Мария Лемешева.
Чуть более двухсот лет прошло с того момента, как Прагу потряс спектакль "Дон Джованни, или Наказанный развратник", самая знаменитая опера Моцарта. С тех пор это гениальное произведение вошло одним из первых номеров в мировую музыкальную сокровищницу, а в списке ста лучших опер, по международному признанию, занимает верхнюю строку.

Практически не существует более или менее известного оперного театра, который не обращался бы к этому шедевру. К двухвековому юбилею (впервые опера была представлена композитором 29 октября 1787 г.) Московский государственный академический камерный музыкальный театр под руководством Б.А.Покровского на своей сцене осуществил постановку спектакля, вот уже второе десятилетие с неизменным успехом идущего на сцене этого замечательного театра.

"Дон Джованни" за столь богатую оперную жизнь претерпел сотни интерпретаций, одну из которых ваш корреспондент имел честь видеть на этой неделе.

Борис Покровский
Еще будучи главным режиссером Большого театра, в 1956 году Борис Покровский поставил "Свадьбу Фигаро" совместно с Г.П.Анисимовым, а в дальнейшем, уже на сцене своего театра, создал спектакли по другим моцартовым операм. В частности, в его Камерной опере и сейчас идет редкая у нас в стране постановка "Так поступают все женщины", да и весь репертуар находится как бы в одном шаге от оперного мейнстрима: публике показывают не самые известные либо слегка забытые спектакли, в чем и был, как я думаю, замысел этого театра.

Но "Дон Джованни", конечно, стоит особняком. Это произведение не нуждается в представлении, и имеет смысл говорить лишь о конкретной постановке.

Не так давно театр Покровского переехал из крошечного зала на Соколе, увеличил партер на сотню мест и получил весьма симпатичное двухэтажное фойе. Правда, акустика нового помещения оставляет желать лучшего, но для камерного театра это не критично.

Итак, великий Моцарт и его непревзойденный шедевр.

Начало спектакля несколько ошарашивает. Представьте: вы сели в кресло, на сцене появляются актеры, медленно гаснут огни, и вдруг выходят музыканты, останавливаются в проходах по краям зрительного зала и прямо тут играют знаменитую увертюру. В конце нее они медленно спускаются в оркестровую яму, и мы видим в дальнейшем лишь элегантного дирижера – В.И.Агронского, музыкального постановщика спектакля.

Теперь окончательно гаснут прожекторы, и действие начинается.

Стиль этой постановки Покровского классический – изысканный и традиционный. Костюмы исполнителей лишены нарочитых эффектов, декорации скупы. Все внимание привлечено к осмыслению характеров героев и исполнительскому мастерству артистов. Скоро выясняется, что последнее безупречно.

Алексей Мочалов в роли Дона Жуана и его тезка Алексей Яценко – Лепорелло составляют замечательный актерский и певческий дуэт, да и остальные действующие лица им под стать.

Кроме того, эта опера "сама себя играет". У каждого персонажа равноценные и совершенно "хитовые" партии, ничего не надо выдумывать, зрителю остается лишь оценить мастерство исполнителя. В этом смысле коллектив Камерной оперы Покровского настолько профессионален, что критике практически не поддается и остается только удивляться, почему билеты на спектакли стоят сущие копейки.

Что до интерпретации образа Дона Жуана, то в данной постановке ему приданы черты насмешливого развратника, хотя и осуждаемого, но весьма импозантного. Вообще постановке присуще богатое чувство юмора, главными проводниками которого выступает слуга Лепорелло и крестьянин Мазетто. Последнего в том составе, что я видел, замечательно исполняет Герман Юкавский, судя по программе, играющий в других спектаклях роль Командора. Да простят меня остальные актеры, имена которых я не упомянул. Скажу одно – женские партии в этом спектакле совершенно не уступают мужским. Донна Анна, Церлина, Донна Эльвира – все певицы столь же внешне очаровательны, сколь и профессиональны.

Спектакль, идущий три часа с одним лишь антрактом, смотрится с неослабевающим вниманием, которое к концу даже возрастает и достигает кульминации в сцене смерти Дона Жуана. Зритель заворожен поразительной музыкой настолько же, насколько и быстрой сменой действия, отсутствием пауз и длиннот. Спектакль очень динамичен, но эта кажущаяся простота и естественность постановки, конечно, плод тщательной работы коллектива, слаженного как часовой механизм. Мы нигде не чувствуем не только малейшей фальши, но и не видим швов, связывающих в единое целое эту атмосферу драмы и комедии, сельского праздника и могильного склепа.

Если учесть, что язык оперы – итальянский, то лишь одной находки современного театра не достает – бегущей строки с переводом где-нибудь под потолком. К счастью, "Дон Джованни" достаточно известен, но, боюсь, неподготовленной публике на опере, скажем, Монтеверди без подстрочника будет тяжко.

Что еще так трогает и радует в камерной опере лично меня, человека, относящегося к современному театру более чем сдержанно, так это абсолютная оправданность и органичность все этой напыщенной театральности. Наблюдать в артистах сочетание музыкального таланта и актерского дара на фоне великой музыки, по прошествии веков звучащей так же свежо, как будто Моцарт тут же, в зале, мне гораздо интересней, чем все самые искусные спецэффекты современных постановок.

Поскольку европейская опера с конца XVII века превратилась в наиболее популярное театральное искусство, то у наших предков уже тогда было перед глазами нечто гораздо более интересное, чем кино. Жаль только, что со временем обыватель начисто отвык от этого великого жанра, который подавила массовая культура, отчасти убила грамзапись и отчасти вытеснила техника.

И лишь благодаря таким небольшим оперным театрам, которых, слава Богу, в Москве даже не один, у любого зрителя, пусть и музыкально необразованного, есть возможность приобщиться к великому искусству и не только не заскучать, а получить весьма сильное эстетическое переживание.

Выбор читателей