Новое поколение выбирает безопасность

Многие считают, что их водительское мастерство – гарантия безопасности для детей. Но даже если вы водитель-профессионал с 20-летним стажем, на дороге может сложиться ситуация, на которую вы не в силах будете повлиять

Уж сколько раз говорили и писали о том, что к детям нужно относиться трепетно и заботливо, особенно если ваш ребенок постоянно ездит с вами в автомобиле. Всё не впрок. Вероятно, нужно постоянно напоминать о правилах перевозки детей, что я с удовольствием и делаю, потому как – накипело.

Согласитесь, привычная картина: машина движется на довольно высокой скорости, а на заднем сидении (иногда даже впереди, но реже – гаишников боятся) радостно прыгает малолетний бандит. Или "грудничок" сидит на ручках у мамы, не сумевшей отказать себе в соблазне проехаться по привычке на переднем сидении. Люди! Этого делать нельзя! Отсюда первое правило: никогда не сажайте ребенка к себе на колени, независимо от того, находитесь вы на заднем или переднем сиденье. Не разрешайте другим пассажирам брать ребенка на колени в движущейся машине.

Очень многие считают, что автомобиль – это крепость на колесах, а их водительское мастерство – гарантия безопасности для детей. Часто можно наблюдать "трогательную" картину: карапуз, едва научившийся стоять на ногах, перемещается по салону автомобиля, как по своей комнате. Это недопустимо! Даже если вы водитель-профессионал с 20-летним стажем, на дороге может сложиться ситуация, на которую вы не в силах будете повлиять. Не нужно полагаться на благоразумие других участников движения, а тем более на технику.

Забота родителей-водителей о детях ограничивается зачастую наклейкой на заднем стекле. "Ребенок в машине" – гласит этот маленький треугольник, но, к сожалению, никаких преимуществ на дороге эта надпись не дает. Водителю, в автомобиле которого находится ребенок, не стоит "лихачить", обгонять, если можно обойтись без этого, подрезать. Особо осторожные родители придерживаются постоянной скорости, стараются избегать резкого торможения и тщательно продумывают маршрут с целью избежать большого количества поворотов (малыша может укачать).

Уважаемые родители! Автомобиль является средством передвижения повышенной опасности. Судьбу ребенка в аварийной ситуации определяет то, как он сидит в автомобиле. Ведь он пассажир и подвергается опасности в той же степени, что и взрослые.

Зарубежные разработчики уже более 30 лет занимаются этой проблемой. Например, Volkswagen сообщил, что концерн разработал новую концепцию проведения краш-тестов своих автомобилей. Теперь об бетонный куб будут разбивать автомобиль не с двумя манекенами (водитель и пассажир), а с целой "семьей". Помимо двух больших манекенов, созданы еще три "ребенка": два ростом 1 м 55 см и весом 46 кг, и один "грудной младенец". По мнению представителей немецкого концерна, применение на краш-тестах манекенов различной длины и весовой категории поможет более точно оценивать результаты возможных аварий.

Россия – одна из немногих стран, где при производстве автомобиля соображения безопасности пассажиров практически не учитываются. По действующим правилам дети в российских авто на переднее сиденье должны перемещаться не ранее 12-летнего возраста. Отечественных разработок при оборудовании места для ребенка младше 12 лет до сих пор не существует. Остается обратить внимание на импортные модели сидений безопасности для детей.

В этой области уже сложился свой рынок. Господа "капиталисты", в отличие от нас, грешных, соблюдают строжайшие правила при производстве товаров для детей. Существующие общемировые стандарты в обязательном порядке регламентируют нетоксичность материалов, воздухопроницаемость и практичность конструкций, надежность креплений. Обязательно сажайте ребенка в детское сиденье с ремнями безопасности. Использования обычного ремня безопасности для взрослых недостаточно и даже опасно. Можно также использовать переносную детскую кроватку или коляску, устанавливаемую на заднем сиденье. Ее пристегивают ремнями и закрывают чехлом. Если ребенок вырос из сиденья, его можно сажать на подушку, пристегнув взрослым ремнем. С трех-четырехлетнего возраста учите ребенка самого пристегиваться – даже если его попытки не увенчаются успехом (обязательно проверьте!), он будет знать, что непристегнутым ехать нельзя. Надежность крепления проверяйте перед каждым выездом. При покупке автокресла обязательно проверьте надежность замков и креплений на ремнях (бывает, что застежку легко расстегивает ребенок или она сама расстегнется).

"Ну, это все не для нас", – скажет опрометчивый читатель и будет не прав. Даже если ваш ребенок учится в младших классах средней школы, а ваш автомобиль самый что ни на есть "отечественный" по виду и возрасту, не спешите с выводами.

Ассортимент детских сидений безопасности подразделяется на группы в зависимости от веса и возраста ребенка, а также подходит для всех марок автомобилей, оборудованных 3-точечными штатными ремнями безопасности. Сидения условно можно разделить на две основные (самые широко распространенные) группы.

Первая – это сидения-"люльки" для младенцев с рождения до 6 месяцев. Они сконструированы так, что малыш, который не умеет сидеть и не держит голову, располагается в машине самым удобным и естественным образом. При перемещении вне машины родители могут переносить ребенка в сидении, как в корзинке, благодаря удобной ручке. Для тех, кто еще не держит голову, хорошую службу сослужит подголовник в виде объемной буквы "C" – он поддерживает голову ребенка во время сна; в остальное время – это забавная мягкая или надувная игрушка (в зависимости от модели и фирмы-производителя).

Вторая группа сидений предназначена для деток, умеющих сидеть самостоятельно. В возрасте от 6 месяцев до 5-6 лет дети особенно непоседливы. А в специальном автомобильном сидении они с легкостью переносят даже длительное путешествие.

Существуют также приспособления для детей 3-10 лет, но они менее распространены (по непонятным мне причинам). Самым безопасным местом считается середина заднего сиденья. Если ребенок сидит с краю, безопаснее правая сторона. Если у вас не один ребенок, у каждого из них должно быть свое сиденье.

Конечно, все это отнюдь не дешево. Поэтому "экономный" соотечественник может махнуть рукой на все западные разработки и перевозить ребенка в машине старым "дедовским" способом. Противопоставим его мнению проверенные факты. Статистика дорожных происшествий показала, что в авариях, где ребенок посажен в детское сиденье безопасности, возможность получить травму меньше на 90%, чем без него. Подумайте серьезно над этим, ведь обеспечить правильную посадку без сиденья безопасности практически невозможно.

Противопоказание к установке детского сидения существует только одно: не пользуйтесь им на переднем сидении автомобиля, если место оборудовано надувной подушкой безопасности.

Есть еще несколько "нельзя", но это уже замечания общего характера. Никогда не оставляйте в машине ребенка одного, без присмотра взрослых, даже если вам нужно выскочить "на полминутки", чтобы, например, поправить щетки. Не оставляйте твердых неприкрепленных предметов в салоне машины. Все ремни и ленты должны быть хорошо затянуты и не перекручены. Установите специальные замки на дверях машины, в первую очередь на ближней к ребенку, чтобы тот не мог открыть их самостоятельно. Помните, что машина опасна, даже когда стоит – ребенок может прищемить пальцы дверью или стеклом, может попытаться выйти из машины со стороны дорожного движения. Приучите ребенка к тому, что даже из стоящей машины он не должен пытаться выбраться сам – ему поможете вы или кто-то из взрослых, откроете и закроете за ним дверцу. Не позволяйте ребенку высовываться в окно не только на ходу, но и на остановках.

Не кормите и не поите детей "на ходу" – легкий толчок, и ребенок может подавиться. От возраста это не зависит – такое может произойти и с грудничком, который кушает мамино молоко, и с ребенком постарше, и даже со взрослым человеком. В дальних поездках не кормите детей жирной и тяжелой пищей.

Не позволяйте детям кричать и шалить в машине – это мешает водителю, отвлекает. Лучше заранее позаботиться о том, чтобы на время путешествия им было чем заняться. Если вы за рулем, не оборачивайтесь, разговаривая с ребенком. Для наблюдения за ребенком, находящимся на заднем сидении автомобиля, опытные родители-водители рекомендуют на время поездки установить дополнительное зеркало заднего вида. Если ребенок плачет и требует внимания, сначала остановите машину.

В Подмосковье летом в последние несколько лет стоит прямо-таки тропическая жара. А на дачу ехать в пятницу вечером все равно придется. Постоять в пробке в 30-градусную жару 1,5-2 часа может не каждый, некоторым здоровье не позволяет. Дети же существа более нежные и прихотливые, нежели мы, взрослые, и в наших силах несколько облегчить им жизнь в сложной дорожной ситуации. Не поленитесь и установите на стеклах машины затеняющие фильтры от прямого солнца. Но ни в коем случае не открывайте окна (в том числе и водительское) и верхний люк на время движения – сквозняк ребенку может только навредить. Если вы не можете обойтись без кондиционера, включите его на самую маленькую мощность. Лучше остановиться и проветрить машину.

Очень многие любят курить в машине (все мы не без греха). Забудьте об этой привычке, пока с вами ребенок. Если уж очень приспичит, сделайте остановку для перекура.

Вот и все нехитрые рекомендации.

Если вы еще колеблетесь, то обратитесь к фактам, с которыми сложно спорить. Не нужно испытывать судьбу и экономить на собственном ребенке. Максимально обезопасить его в автомобиле – задача, которую можете решить только вы.

Выбор читателей