Буш почувствовал себя Путиным

Саммит лидеров стран АТЭС прошел в будничной обстановке. Главы государств поговорили о наболевшем и разъехались по своим делам

Вчера завершился форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС). В минувшие выходные состоялись двусторонние переговоры лидеров стран АТЭС, но сенсационных заявлений по их итогам не прозвучало. Хотя определенные неожиданности случились.

Сюрпризом можно назвать совместный призыв главы Китая Цзян Цзэминя и президента России Владимира Путина к США поскорее закончить антитеррористическую операцию в Афганистане. В частности, лидеры государств заявили о необходимости перейти к политическому урегулированию ситуации, так как военные действия приводят к жертвам среди мирного афганского населения. Таким образом, Джордж Буш услышал в Шанхае фактически те же слова, которые обычно содержатся в международных документах, касающихся методов решению проблемы экстремизма в Чечне.

Встреча же Путина и Буша сенсаций не принесла. Ожидалось, что американский лидер заявит об одностороннем выходе его страны из Договора по ПРО от 1972 года. Но на столь резкий шаг президент США не решился. Тем не менее, теме противоракетной обороны было уделено повышенное внимание. Владимир Путин согласился с тезисом американского коллеги о том, что договор устарел. Согласие Путина можно расценить не только как уступку американцам, но и как начало торга, в результате которого Россия должна получить политическую и/или экономическую выгоду. Путин, правда, повторил, что готов рассматривать любые поправки к документу, делающие его актуальным. То есть отказываться от договора Кремль по-прежнему не собирается.

Довольно буднично прошли и переговоры российского президента и премьер-министра Японии Коидзуми. Рассматривались традиционные вопросы двустороннего сотрудничества. В центре внимания была проблема статуса Курильских островов, но к ней добавился вопрос о рыболовецком промысле в спорном районе. Напомним, что Токио регулярно протестует против разрешения вылавливать рыбу другим государствам, в первую очередь, Южной Корее. Российская сторона на все протесты отвечает тем, что ее внутреннее дело, кому позволять промысел, кому не позволять. От подобных разногласий отношения между государствами становятся несколько натянутыми, а долгожданный момент подписания мирного договора, во всяком случае, не приближается.

Фото AP © 2001 Associated Press


Выбор читателей