Чубайсу требуются настоящие мачо

Парадокс российской энергетики в том, что ее дешевизна часто обеспечивается отсутствием вложений. В самом деле, какие могут быть затраты на эксплуатацию дряхлого "Запорожца"...

В Аргентине открылся 18-й конгресс Всемирного энергетического совета (ВЭС). Эта международная неправительственная некоммерческая организация объединяет руководителей ведущих энергетических компаний, представителей государственных регулирующих органов, крупнейших потребителей энергии, научно-исследовательских и экологических организаций из 90 стран мира. Раз в три года они собираются на конгресс, чтобы обсудить проблемы и перспективы мировой энергетики во всех ее аспектах, от обеспечения требований конечного потребителя до макроэкономических, социальных и экологических вопросов. Нынешний конгресс проходит под девизом "Энергетические рынки: вызовы нового тысячелетия", и посвящен он будет главным образом опыту и проблемам развития рынка в топливно-энергетических отраслях, либерализации этого сектора экономики. Как сообщил СМИ департамент по работе с общественностью РАО "ЕЭС России", председатель Правления РАО Анатолий Чубайс примет живейшее участие в этом мероприятии. В частности, на заседании Круглого стола "Энергетические рынки на переходном этапе" Анатолий Борисович расскажет о программе реформирования российской электроэнергетики. Кроме того, он выступит с докладом на пленарном заседании конгресса, на котором будет обсуждаться тема "Эффективность и несовершенство рынка с точки зрения промышленно развитых, переходных и развивающихся экономик".

Но наибольший интерес представляет график планируемых встреч главы РАО. Среди них, помимо протокольных – таких, как встречи с Комиссионером Еврокомиссии по энергетике А.Лойола де Паласио, с министром экономики Аргентины Доминго Кавальо, – значатся и встречи с главами энергокомпаний: EDF (Франция) и Hydro-Quebec (Канада). А после Аргентины Чубайс намерен отправиться в США, где, как заявляется, встретится с руководителями энергокомпаний – потенциальных инвесторов в российскую электроэнергетику.

О том, что основная задача российской делегации на столь представительном, но отнюдь не правительственном форуме – поиск потенциальных инвесторов, прямо заявил РИА "Новости" вице-президент исполнительного комитета Электроэнергетического совета СНГ Владимир Джангиров. По его словам, одна из задач российской делегации – формирование бизнес-планов инвестиционно привлекательных проектов, исходя из главного приоритета при проведении реформ – привлечения инвесторов. "В мире много свободного капитала при малом количестве надежных проектов, – отметил Джангиров. – Анатолий Чубайс намерен здесь рассказать, под какие проекты можно привлекать инвестиции".

Отсюда можно сделать вывод, что российская делегация намерена позиционировать отечественную энергетическую отрасль как надежный объект для иностранных капиталовложений. Вопрос в том, какими аргументами будут оперировать члены делегации для подтверждения данного тезиса.

Российская электроэнергия довольно конкурентоспособна на мировом рынке. Большие объемы потенциальных мощностей при невысокой себестоимости имеют хорошие возможности сбыта ближайшим соседям: странам Центральной и Северной Европы и регионам Юго-Западной Азии. Правда, в последнем случае некоторые страны, например, Китай, больше заинтересованы в нашей помощи по строительству АЭС, чем в импорте российской электроэнергии. Однако не это является основной проблемой.

Первое, о чем задумывается серьезный инвестор, это стабильность "правил игры". Здесь затруднений быть не должно: российское высшее руководство явно настроено решительно поддержать инвестирование в энергетику. Беда только в том, что до сих пор не обнародованы сами правила игры. Концепция реформирования энергетики – это все же общее направление, а не нормативы. На фоне попыток ограничить долю иностранных акционеров в системообразующих российских корпорациях (таких, как "Газпром") и скандала с миноритарными акционерами самого РАО, иностранному бизнесу может захотеться чего-то более конкретного. Возможно, Чубайс сможет предложить потенциальным инвесторам гарантии надежности, но насколько они будут гарантированы не только самим председателем правления энергокомпании – лицом все-таки потенциально сменяемым, но и российским правительством, а еще лучше – законодательством, неизвестно.

Второй вопрос – возможность получения прибыли. На сегодня сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, РАО стало доходной компанией, с другой – проблема неплатежей кажется неразрешимой. Усилия Чубайса, идущего на самые решительные меры по отношению к должникам, кажется, вызывают все большее возмущение и все меньший эффект. Основные неплательщики – региональные администрации – находят новые способы уйти от оплаты. Так, свое "ноу-хау" изобрела администрация Воркуты. Там, не поставив в известность АЭК "Комиэнерго", воркутинский жилищно-производственный ремонтно-эксплуатационный трест продал сам себе долг за потребленное тепло втрое дешевле. В результате, как сообщает "Комиинформ", энергетики понесли убытки на 164 миллиона рублей. Начинание подхватили другие города и веси республики. "Комиэнерго" заявляет о намерении жестко действовать с должниками, Анатолий Чубайс покрывает позором тех, "кто в такой форме идет на разворовывание активов энергосистемы", называя подобные действия "абсолютным беспределом", и обращается в МВД и ФСБ с просьбой оказать содействие в пресечении таких сделок. Но... такая продажа дебиторской задолженности по российскому законодательству абсолютно легитимна.

Что уж говорить о задолженностях энергетикам того же МПС и других отраслей, связанных с РАО обоюдными поставками: споры здесь чаще решаются "полюбовно", нежели по закону. Что и понятно – в запутанной российской системе взаиморасчетов, обоюдных нарушений договоров и договоренностей сложно установить истинные размеры выплат.

На чьи плечи ляжет бремя выбивания долгов? Вопрос далеко не праздный для инвесторов. Пока реструктуризация энергетической отрасли предусматривает разделение транспортных сетей и генерирующих мощностей с продажей последних. Создание сбытовых структур в планы заложено, но конкретные вопросы прописаны слабо. Не удивительно, что интерес к покупке электростанций пока проявляют, в основном, российские металлургические концерны: они уверены, что с помощью региональных властей всегда смогут наладить получение дешевой электроэнергии для собственных нужд. Для иностранных же инвесторов важнее получить сведения об эффективности продаж. А таковая эффективность при всеобщей привычке относить плату за потребленную электроэнергию к непредвиденным расходам малореальна.

Правда, остается еще высокорентабельный экспорт электроэнергии. И почти наверняка можно предположить, что именно этим бизнесом постараются заинтересовать инвесторов. Но здесь масса своих проблем. Самые конкурентоспособные электростанции – атомные. А "Росэнергоатом" целенаправленно выстраивает свою систему экспорта электроэнергии, не зависимую от РАО ЕЭС. Большинство ГРЭС нуждаются в модернизации, а тепловые электростанции страдают от несвоевременной доставки угля – железная дорога хронически недопоставляет вагоны. Можно, конечно, вложиться и в собственный вагонный парк, и в новое оборудование, но вряд ли цена киловатта в этом случае останется столь дешевой, как сегодня.

В том-то и парадокс российской энергетики, да и не только ее: дешевизна часто обеспечивается отсутствием вложений. В самом деле, какие могут быть затраты на эксплуатацию дряхлого "Запорожца"? Да почти никаких – если подвязывать дверцы веревочкой и ездить, пока не встанет. Если же взяться за ремонт всерьез, имея в виду его последующую долговременную эксплуатацию, то может оказаться, что дешевле купить что-то более приличное.

Между тем ремонт российской энергетике делать необходимо. На 2002 год РАО ЕЭС запланировано финансирование нескольких крупномасштабных проектов, находящихся, по утверждению компании, в высокой степени готовности. Это строительство каскада верхневолжских ГЭС, Нижневартовской ГРЭС, Псковской ГРЭС и Дзержинской ТЭЦ. По предварительным подсчетам, проекты потребуют от $500 млн. до $800 млн. А всего в 2002 году РАО ЕЭС планирует увеличить инвестиции в отрасль в 2,6 раза по сравнению с 2001 годом. Для обеспечения таких доходов за счет абонентской платы, по подсчетам МЭРТ, ее необходимо увеличить уже в следующем году на 28%. Что, считает Федеральная энергетическая комиссия, обеспечит около 8% роста инфляции. Вряд ли с подобным развитием событий согласится правительство, да еще в условиях, когда доходы от экспорта нефти делаются все менее прогнозируемыми. Так что без настоящего мачо, рискнувшего ввязаться в российский электроэнергетический бизнес, Чубайсу явно не обойтись.

Выбор читателей