Почему дорожает телефон

Слабо верится в то, что Москва, где себестоимость местного телефона как горизонт – отодвигается по мере приближения, не воспользуется возможностью заработать еще немного денег на разговорах "гостей столицы"

Вот оно и произошло – абонентская плата за телефон в Москве повышена, что бы об этом ни говорили столичные власти. Впрочем, надо признать, что в этот раз, по сравнению с предыдущими, говорили власти не так много и менее эмоционально. И то сказать – московский телефон сегодня обходится много дешевле, чем в других регионах. Вот, например, одновременно с Москвой утверждались тарифы для Мордовии – те же 70 рублей в месяц за отдельный телефон для населения. А есть регионы, где плата уже перевалила за сто рублей. Сие, впрочем, не сильно ободряет, а скорее наводит на мысль, что есть еще и в Москве резервы роста.

И они действительно есть. По расчетам московских связистов, средняя себестоимость обслуживания основного телефонного номера в первом полугодии с.г. составила в городе 11 рублей 90 копеек без НДС. Поэтому МГТС очень хотелось увеличить тариф до 100 рублей. А московскому мэру Лужкову увеличение тарифа вообще не нравится. И дело не только в популярности у избирателей: порядка 30% абонентов Москвы составляют льготники. При этом больше половины компенсационных платежей приходится на городской и федеральный бюджеты. Понятно, что увеличение тарифа – это и увеличение расходов на компенсации. Для Москвы, переживающей сейчас не лучшие финансовые времена, это, прямо скажем, не подарок.

Но и связисты бьют аргументами, что называется, наповал. Например, такими: в Москве доля цифровых АТС составляет всего 12,4%. Причем износ наиболее старых, декадно-шаговых станций (а это почти весь Центр) – 91%, общий износ коммутационного оборудования – 69%. Правда, на конец 1999 года МГТС приводило несколько иные цифры: изношенность оборудования – 75% (70% – полностью выработало свой ресурс), число цифровых АТС – 18% от общего количества. Понятно, когда за два года доля изношенного оборудования уменьшается: в конце концов, предыдущие повышения тарифов и были призваны увеличить инвестиции в модернизацию производства. Но как, скажите, пожалуйста, могла уменьшиться за это время доля цифровых станций – если новые вводимые в строй АТС сплошь цифровые?

Так или иначе, принято решение повысить с 1 ноября плату за телефон до 70 рублей против нынешних 60, а с 1 января 2002 г. – до 80 рублей. Для организаций плата с 1 ноября составит 85 руб. для бюджетных учреждений и 165 руб. для коммерческих, а с 1 января 2002 г. бюджетники "поднимутся" до 100 руб. МГТС хотело утвердить тарифы и на более удаленные сроки. Так, с 1 апреля 2002 г. планировалось увеличить плату бюджетных организаций до 115 руб., с 1 июля 2002 г. – до 130 руб. (а для населения – до 90 руб.), с 1 октября 2002 г. – 145 руб. для "бюджетников" и с 1 января 2003 г. – 165 руб. для всех организаций и 100 руб. для населения. Но такие далекие перспективы решили не трогать. Тем более что всем понятно: если на конец 1999 г. себестоимость обслуживания телефонного уровня в Москве составляла 49 рублей, то вряд ли в 2003 году цифра в 100 рублей будет отражать реальные затраты связистов.

Вообще, тарифы на местную связь мало связаны с действительностью – хотя и не настолько мало как, например, тарифы других естественных монополий. Понять, сколько действительно надо – и принять решение о том, сколько может выдержать потребитель, – трудно. Например, сегодня, по расчетам МГТС, установка одного нового телефонного номера обходится в 14.790 рублей. За установку телефона население платит 1000 руб., "бюджетники" – 3300 руб., прочие – 6600 руб. И как тут быть? Пока с 1 ноября вводится ставка в 9000 для всех организаций и 3500 для населения, и такая ставка прогнозируется, как минимум, до середины 2003 года. При этом данный тариф – предельный, то есть МГТС вправе устанавливать скидки, а повышающий коэффициент за срочную установку телефона отменяется вовсе. Но понятно, что убыточность услуги тормозит ввод новых номеров. А сегодня имеющиеся мощности телефонных станций Москвы задействованы на 97%. Количество неудовлетворенных заявок составило на 1.07.2001 г. около 86,7 тыс., из них от населения – 76,8 тыс.

До сих пор палочкой-выручалочкой для покрытия убыточных услуг служила оплата междугородних и международных разговоров. Но количество международных разговоров падает год от года – видимо, сказывается развитие электронной почты и IT-телефонии. А междугородние разговоры ведутся через кабели "Ростелекома", и последний все менее доволен распределением прибыли.

В частности, одновременно с утверждением тарифов для МГТС были утверждены и новые расчетные цены для расчетов операторов "Электросвязи" с "Ростелекомом". Общий рост такс составил 56%, но затраты "Электросвязи" вырастут в среднем лишь на 2%. Однако споры о величине платы за трафик между АО "Электросвязь" и "Ростелекомом" идут давно: последний недоволен тем, что рост тарифов за "межгород", устанавливаемых региональными АО "Электросвязь", существенно опережает рост их плат "Ростелекому". В результате, с 1 декабря 2001 г. доля, которую "Электросвязь" отдает "Ростелекому" за совместное осуществление предоставления междугороднего доступа, повысится в среднем до 17%. Но это в среднем: по регионам доля "отката" колеблется от 40% в Адыгее и Петербурге до 1% в Ингушетии.

"Ростелеком" уверен, что повышения тарифов на междугородние разговоры не произойдет: операторам "Электросвязи" стоит лишь перенаправить финансовые ресурсы. Ведь в большинстве регионов тарифы на местный телефон уже доведены до себестоимости, и субсидировать их за счет "междугородки" нет необходимости. Но никаких рычагов для этого нет. И тем более слабо верится в то, что Москва, где себестоимость местного телефона как горизонт – отодвигается по мере приближения, не воспользуется возможностью заработать еще немного денег на разговорах "гостей столицы" и некоренных москвичей со своими провинциальными родичами.

Выбор читателей