Ужасное рыло трансгенной хрюши

Крайне сложно предсказать, как употребление трансгенных продуктов влияет на организм. Хотя бы потому, что для этого нужно вести наблюдения за несколькими поколениями людей, потребляющих такие продукты питания

Пожалуй, никого уже не удивишь рогатыми свиньями, гигантскими помидорами или крысами-мутантами. Генная инженерия уверенно вошла в нашу жизнь; хорошо это или плохо – вопрос спорный. Например, лосось, в клетки которого поместили ген гормона роста, не только слишком быстро достиг большого размера, но и стал зеленым, а кроме того имел серьезные проблемы со здоровьем...

Генная инженерия – раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов с помощью генетических и биологических методов. Иначе говоря, она занимается тем, что берет гены и части ДНК одного вида (например, рыбы) и пересаживает их в клетки другого (например, помидора). А ему, помидору, эти самые гены очень даже кстати, так как, переселяя в клетки помидоров ген, кодирующий белок, препятствующий замерзанию тканей рыбы, можно выращивать суперморозоустойчивые помидоры! Или, к примеру, ген бактерий, кодирующий смертельный для насекомых токсин, пересаженный в клетки клубники, может защитить навсегда ягоду от поедания насекомыми. Можно даже гены человека пересадить свинье, чтобы она лучше росла! А если вырастить хрюшку с двумя человеческими генами, то по своему генотипу созданное животное будет чем-то среднем между свиньей и человеком.

Ученые утверждают, что именно свиньи по ряду биологических показателей наиболее близки к Homo Sapiens. Теперь же, когда речь зашла о возможности пересадки в эмбрионы животных человеческих клеток, считается, что "гуманизированные" таким образом сердце или печень свиньи вполне смогут подойти для пересадки человеку. Как известно, Господь изгнал бесов, мучивших человека, в стадо свиней; теперь, похоже, ученые пытаются сделать нечто противоположное. Но не будем вникать в глубинную, метафизическую подоплеку данного феномена, а вернемся к нашему большому, но зеленому лососю, а вернее, к непредсказуемым побочным эффектам, вызываемым пересадкой генов и называемым в научной терминологии плейотропными (то есть эффектам действия одного и того же гена на разные признаки). Конечно, гигантская клубника или идеально ровная картошка – это здорово, но как мы можем быть уверены в том, что генетически модифицированное растение, употребляемое нами в пищу, не стает вдруг производить новые токсины и аллергены? Крайне сложно предсказать, как употребление генетически измененных продуктов повлияет на организм через некоторое время, хотя бы потому, что для этого нужно вести наблюдения за несколькими поколениями людей, потребляющих такие продукты питания. Хотя сторонники применения генной инженерии в сельском хозяйстве уверены, что, питаясь трансгенной пищей, человек подвергается не большей опасности, чем при употреблении обычных продуктов. Растения же, сконструированные при помощи генной инженерии, могут давать гораздо более высокие урожаи, чем традиционные культуры. Так что, даже если на протяжении следующих 20 лет количество людей на планете увеличится вдвое, а китайцы выбросят палочки и начнут есть ложками – голод нам не грозит. Именно возможность повышения урожайности – основной аргумент в пользу выращивания трансгенов. Кроме того, продукты питания, содержащие ГМ-ингредиенты, могут стать полезными для здоровья, если в них встроить вакцины против различных болезней. К примеру, уже изобретен салат-латук, который вырабатывает вакцину против гепатита Б, а также банан с содержанием анальгина. Но... Вспомним так полюбившиеся нам соевые продукты, заполонившие наш рынок несколько лет назад: соевый сыр, соевый творожок, соевые шницели, соевые котлеты и т.п.

Сейчас уже ни для кого уже не секрет, что соя является самым распространенным генетически модифицированным продуктом. Так вот, исследования, поводившиеся в 1999 году в Йоркской лаборатории питания (Великобритания), выявили, что число случаев пищевой аллергии, связанной с соей, только в 1998 году увеличилось на 50%! Это первый случай за 17 лет, когда соя оказалась в первой десятке продуктов, способных вызвать аллергию. Среди хронических болезней, которые может вызвать соя, – синдром раздражения кишечника, болезни кожи, проблемы пищеварения. Люди могут также страдать от хронической усталости, неврологических проблем, головных болей. Вообще, массовые проявления пищевой аллергии стали возникать с 1960-х годов, когда в промышленности начали применять искусственные ферменты и стиральные порошки. Для справки: промышленные ферменты используются в различных пищевых продуктах для улучшения качества, товарного вида, вкуса, технологичности производства и других свойств. Применяют их в таких продуктах, как мука, крахмал, газированная вода, фруктовые соки, масла, пиво, сыры и мясо. ГМ-организм, обычно плесневый грибок или бактерии, производит эти ферменты тоннами. Однако разделение фермента и производящих его организмов происходит не полностью, поэтому остатки культур грибов и бактерий становятся основной причиной аллергии.

Надо ли говорить о том, что промышленные ферменты – это очень серьезный бизнес. Novo Nordisk, лидер датского рынка, зарабатывает с помощью промышленных ферментов примерно 500 миллионов долларов в год! А армия аллергиков растет и множится с каждым днем, принося баснословные прибыли производителям антиаллергенов.

Генная инженерия семимильными шагами продвигается вперед. С помощью новых методов создаются новые сорта сельскохозяйственных и лекарственных культур. Например, инженеры-генетики вывели такой сорт гречихи, который дает зерно, но не дает нектара. Сейчас идет работа над созданием одноразовых семян. Чем это грозит? А тем, что зерновые культуры, фрукты и овощи, ягоды и кормовые культуры не смогут воспроизводить семена, и фермеры должны будут каждый год закупать их. Не только крупные хозяйства, но и огородники будут поставлены в зависимость от продающих компаний. Кто-то на этом заработает кругленькую сумму, а мы с вами вполне можем остаться без меда.


В статье использован материалы из сборника "Беларусь и Генетически модифицированные организмы: что нас ждет в ближайшем будущем" под редакцией Евгения Широкова.

Выбор читателей