"Калинов мост" не желает быть культовым

Дмитрий Ревякин: "Хочется преодолеть ярлык "культовой группы". Лично мне сейчас хочется ансамблевой игры. Чтобы каждый из музыкантов, выходящих на сцену, делал все это осознанно и не забывал, что он не один на сцене"

В понедельник в МДМ "Калинов мост" дает концерт в рамках фестиваля "Роковая осень". Корреспондент "Yтра" поспешил навестить свою любимую группу накануне выступления, дабы задать бессменному лидеру КМ Дмитрию Ревякину несколько вопросов.


Роман Корнеев: Исторически сложилось так, что с "Калиновым мостом" постоянно происходили разные события, которые влияли на то, что в результате мы слышали со сцены и на кассетах: менялось звучание, менялись исполнители, появились клавишные, потом опять исчезли, текст тоже менялся... На взгляд изнутри – куда двигался "Калинов мост" хотя бы во второй половине 90-х?

Дмитрий Ревякин: Наверно, стоит сказать, что за всю историю группы (а это уже 15 лет) конструктивных моментов было очень мало, я имею в виду по периодам. В основном приходилось постоянно что-то преодолевать, менялись отношения между музыкантами, потому что каждый из них представлял себе цели группы по-своему, возникали и гасились конфликты, люди ссорились, расходились, собирались опять, снова расходились, появлялись другие мукзыканты, которые помогали на определенном этапе записывать те или иные пластинки... А вдумчивой, неторопливой, конструктивной, прагматичной работы было очень мало. Соответственно и пластинки, которые удавалось записывать, отличались по тем или иным параметрам – по исполнению, по содержанию, по настроению, по цельности.

Р.К.: Я помню, в каком-то из довольно редких интервью, относящихся к последнему времени, Вы говорили, что сейчас наступил этап некоей завершенности, по крайней мере, тех конфликтов, которые были раньше.

Д.Р.: Я не раз делал такие заявления, потому что казалось, что действительно конфликты погашены...

Р.К.: А сейчас так не кажется?

Д.Р.: Нынешний состав все равно находится в процессе становления. Можно будет говорить о чем-то, когда выйдет очередная пластинка. Пока это только концертные выступления. Разучиваются старые пьесы, какие-то новые пьесы, потом те новые пьесы, которые взяли, откладываются, потому что музыкальное решение не принимается. То есть проходит время, слушаются записи концертных выступлений, что-то не принимается, откладывается – идет вот такая работа по созданию ансамбля. Хочется преодолеть все-таки ярлык "культовой группы", хочется, чтобы "Калинов мост" был все же ансамблем. Что я вкладываю в это понятие – это когда продуманы аранжировки, когда всё исполняется достаточно вдумчиво и ответственно. Лично мне сейчас хочется ансамблевой игры. Не выступлений "культовой группы", а чтобы это называлось "ансамбль "Калинов мост". По большому счету, хочется, чтобы каждый из музыкантов, выходящих на сцену, делал все это осознанно и не забывал, что он не один на сцене. По поводу же конфликтов... Я думаю, вдумчивому и правильно организованномуй слушателю в принципе всё понятно – что, откуда и куда идет; но таких мало, вот и всё.

Р.К.: А в тексте вы продолжаете искать то, о чем говорили в части музыки?

Д.Р.: Нет, со словами сложнее. Сейчас у меня начало нового этапа: в принципе уже понятно, что надо говорить, просто надо найти формулу, форму и слова. Сейчас к этому подходишь более ответсвенно. Если раньше писалось всегда и везде, после любого толчка...

Р.К.: Сейчас это специально делается?

Д.Р.: Нет, не специально, просто с этим стало сложнее. Это связано с совершенно иной составляющей, которая у меня появилась. В юности ты фонтанируешь и, так сказать, побеждаешь этот мир. Сейчас ситуация другая. Соответственно, к каждому словосочетанию, которое появляется, требования уже совсем иные, чем были раньше. Появился некий центр тяжести, от которого – у меня, я имею в виду – от которого всё танцует...

Р.К.: Сверхидея.

Д.Р.: Да, сверхидея. Да, можно так сказать.

Р.К.: А в чем она?

Д.Р.: Сейчас она связана с православием.

Р.К.: Вот кстати один из вопросов, который меня очень интересовал – "Калинов мост" достаточно большой группой слушателей воспринимается как группа этническая, русская; с другой стороны, я всегда считал, что православие в большой мере заключено в том, что сейчас понимается под русским духом вообще. Но в ваших произведениях все-таки до сих православие было... очень мало востребованно, что ли. Оно, в основном, звучало как "шаманские камлания", обращение к подсознательному. А шаманизм в большой степени православию противопоставлен...

Д.Р.: Не в большой степени, а просто противопоставлен.

Р.К.: ...и в этом мне, например, всегда виделся какой-то внутренний конфликт в творчестве "Калинова моста".

Д.Р.: Я согласен с Вами.

Р.К.: Таким образом... Сверхидея прозвучала, а как это будет увязываться?

Д.Р.: Посмотрим, посмотрим. Надо ждать следующего альбома, что там будет, как это там будет отражено.

Р.К.: Относительно движения группы куда-то – ваши слушатели делятся на две очень разномастные группы: те, кто слушал вас с начала 90-х годов, старшее поколение, и те, кто увидел вас и услышал после появления клипа "Родная". Они, как мне кажется, по-разному вас воспринимают: слышат одно и то же, а видят в этом разное. Вы пытаетесь как-то напомнить новому поколению своих слушателей, чем вы были когда-то, или считаете, что это уже пройденный этап?

Д.Р.: Ну, я думаю – да. А что – постоянно оглядываться? Мне кажется, в этом нет никакого смысла. Те из слушателей, которые серьезно заинтересовались группой, могут поднять все материалы: и видео есть какое-то, можно посмотреть, что мы из себя представляли раньше и какие мы сейчас.

Р.К.: Насчет видео. До того, как я впервые посмотрел "Родную", я видел только живые записи. И клип произвел на меня впечатление в том смысле, что появилась некая картинка, достаточно самостоятельная, имеющая отдельный смысл от музыки, дополняющая ее, привносящая какие-то другие мысли, другую интонацию. В будущем вы собираетесь делать подобного рода эксперименты? Это как бы кивок в сторону нового поколения, которое привыкло воспринимать музыку без отрыва от картинки. Клип как явление в современной музыке играет все-таки очень важную роль.

Д.Р.: Я так же думаю, как и Вы. Задача-то была какая – просто напомнить о группе. Напомнили вот так: была возможность снять клип. В будущем тоже хотелось бы снимать, но будем уже смотреть сами, что и как показывать. Во времена съемок "Родной" был период, когда не было такого... про тот центр тяжести я говорил – его тогда не было, и во многом режиссер решал, что должно быть.

Р.К.: А Вам решение показалось удачным?

Д.Р.: Ну, на то время – да. Сейчас – нет. Сейчас я бы, конечно, снял совсем другой клип и в песне бы поменял слова. Что я и сделал.

Р.К.: Хорошо, а если обратиться к тому, что можно было бы поменять – были ли моменты, когда сразу чувствовалось (может быть, впоследствии мнение изменилось) ощущение провала?

Д.Р.: Нет, у меня никогда сразу нет такого ощущения, у меня это все позднее, это связано с моим начальным музыкальным образованием. А позднее оно, то есть самообразование, продолжалось, появлялись другие ощущения... всё связано с тем уровнем, на котором я находился в каждый конкретный момент. Сейчас же, повторюсь, у меня тяга к ансамблевой игре. Когда каждая нота, каждый удар, каждый крик – всё это продуманно и осознанно. Стремление к этому я сейчас культивирую в группе. В свете этого – и моё отношение к тому, что делалось в прошлом.

Р.К.: Я посмотрел картину вашей концертной деятельности. Что касается Москвы, в основном преобладают концерты в клубах – "Свалка", "Бункер", "Табула раса"... Хотелось бы чаще в больших залах выступать?

Д.Р.: Нет, мы выступаем в больших залах, зря Вы. Мы ездим по городам, играем, но, что называется, с финансовой стороны этих концертов нам не хватает, чтобы существовать безбедно, достойно. Если бы была такая возможность, мы бы в клубах не играли. Но такой роскоши мы себе позволить не можем. Хотя лично мне играть там не нравится.

Р.К.: Ваш клавишник Александр Владыкин, например, сказал что любит небольшие, но хорошие залы. А из-за чего у Вас такое к клубам отношение?

Д.Р.: Ну-у-у... Я глубоко убежден, что "Калинов мост" должен играть в залах. И люди должны приходить в зал, садиться, ждать, когда начнется действо, и в этом действе участвовать.

Р.К.: Общее впечатление от того, как выглядит изнутри "Калинов мост", оно скорее оптимистичное? Есть какие-то сомнения в ближайших планах?

Д.Р.: Наверно, больше все-таки хороших предчувствий, чем плохих, да и я вообще по натуре оптимист. Я нахожусь в розовом таком дыму; чутье и опыт подсказывают, что в принципе мы на верном пути, надо просто решать музыкальные вопросы. Это общее желание всех музыкантов, которые сейчас в группе. Но это связано с трудностями: у нас нет постоянной репетиционной базы... Нам удобнее в Новосибирске. В Новосибирске пока не получается – все это редко, все это нестабильно, все это с большими перерывами. Если мы это преодолеем, тогда уже можно разговаривать о чем-то, а пока это все в периоде становления.

О составе судят только тогда, когда выходит альбом. А сейчас в основном мы играем старые произведения, разучиваем их новым составом. Новые произведения стараемся не показывать по коммерческим соображениям, потому что надо их все равно сначала на альбоме показать. В нем будет много песен про любовь, на мой взгляд, он лирический. Подождем, посмотрим. А сейчас пока рабочие моменты: в клубах концерты, в городах, репетиции, когда удаются, разговоры внутри группы, поездки – все это сплачивает, отлетает лишнее. Нормальный период, но хотелось бы, чтоб он быстрее закончился и появился какой-то продукт. Однако сейчас еще не до продукта, нет возможности отрепетировать материал.

Р.К.: Все в работе?

Д.Р.: Да, все в работе. Вот, пожалуйста, такой состав – все известные люди, имеют прямое отношение к названию "Калинов мост", не раз выручали меня. Идет нормальная осознанная работа, рутинная, но без нее тоже никуда. Такой сейчас период – включенных сепараторов. Посмотрим.

Выбор читателей